<-- header__menu -->

Жития святых на Сентябрь


 
25 сентября
 

(память 12 сентября по старому стилю)

Пострадал от язычников в 313 году в г. Сорее, недалеко от Никомидии.

Однажды, когда святитель Автоном служил Божественную литургию в храме Архистратига Михаила, язычники напали на христиан. Ворвавшись в храм, они разогнали молящихся, а св. Автонома после истязаний убили, обагрив алтарь церкви его мученической кровью. Тело его они забросали камнями.

Диаконисса Мария извлекла тело св. мученика из под камней и предала его погребению. Мощи святителя Автонома прославились чудесами и исцелениями. На месте его погребения была воздвигнута впоследствии церковь.


(память 12 сентября и 18 декабря по старому стилю)

Праведный Симеон Верхо-турский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божествен-ному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхо-турья, где молился в деревянной церкви.

С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную Премудрость “Сотворившего вся”.

Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила.

Господь прославил Своего угодника, который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700 гг.) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: “Кто ты?” — явившийся ответил: “Я Симеон Меркушинский”, — и стал невидимым.

В “Иконописном Подлиннике” под 16 апреля значится: “Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския”.

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: “Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной”.

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

12 сентября 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. В этот день Церковь празднует вторую память святого праведного Симеона Верхотурского (первая — 18 декабря).

Акафист >>


(память 12 сентября по старому стилю)

В миру — Василий, крестьянин, занимался портняжным ремеслом, принял постриг в Тотемском Спасо-Суморинском монастыре Вологодской епархии. В 1594 г. преподобный поселился недалеко от города Тотьмы при храме во имя святитель Николая чудотворца на реке Тиксне. Питался он подаянием, которое ему клали на оконце. Все ночи, стоя на молитве, изнурял себя множеством поклонов а для большего умерщвления плоти, возложил на себя вериги. Тридцать лет подвизался преподобный в своем затворе, каждый день кончая так, как бы это был последний день его жизни.

Преставился преподобный Вассиан 12 сентября 1624 г. На месте подвига его впоследствии был основан монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя. Почитание преподобного Вассиана началось с 1647 г., когда во время моровой язвы у места его погребения многие получили исцеление.


(память 12 сентября и 13 сентября по старому стилю)

Пострадал за Христа в Галатии при императоре Диоклетиане (284-305 гг.) в первые годы IV века. Скрываясь во время гонения на христиан в расщелине горы, св. Иулиан с сорока другими христианами совершал там богослужение. Правителю донесли об этом, и язычники, схватив св. Иулиана, приказали принести жертву их богам. За отказ выполнить их повеление святой после мучений был усечен мечом. Мученический венец приняли и сорок друзей его.


 
26 сентября
 

(память 13 сентября по старому стилю)

В этот день празднуется обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме, воздвигнутого на Голгофе святой царицей Еленой, которая очистила и обновила святое место, оскверненное языческим нечестием. После разорения Иерусалима римским императором Титом (с 79 по 81 год) по приказу императора Адриана на Голгофе было построено капище богини Венеры. Господь вложил в сердца свв. царя Константина и матери его Елены желание обновить святой град Иерусалим, создать храм Божий и все святые места очистить от скверны. Храм был освящен в 335 году.


(память 13 сентября по старому стилю)

Епископ Кесарии Палестинской. Ранее был язычником, но отличался глубоким благочестием и добрыми делами, о чем свидетельствует святой евангелист Лука (Деян. 10,1). Господь не презрел его добродетельной жизни и привел к познанию истины через просвещение светом веры Христовой.

Однажды, когда Корнилий молился в своем доме, ему предстал Ангел Божий и сообщил: Молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога. Призови Симона, нарицаемаго Петра, той речет тебе глаголы, в нихже спясешися ты и весь дом твой (Деян. 10, 4-6). Корнилий в точности исполнил приказание Ангела. Апостол Петр, получивший в чудесном видении наставление огласить Корнилия словами евангельского учения, прибыл к нему и проповедовал Распятого Христа. Под благодатным воздействием Святого Духа Корнилий уверовал во Христа и крестился вместе со своими родственниками. Он был первым из язычников, принявшим крещение. Дом его был обращен в церковь.

Св. Корнилий много потрудился для распространения веры Христовой. Некоторое время он разделял труды апостола Петра и поставлен был им епископом Кесарии Палестинской. Св. Корнилий закончил свои проповеднические подвиги в Скепсии, где он совершил много чудес и после многих страданий от язычников мирно скончался в глубокой старости.


(память 13 сентября по старому стилю)

Родом из Египта. Пострадал за Христа в Александрии около 237 г., при императоре Максимиане вместе со св. мучениками Кронидом и Серапионом. После многих мук он был потоплен в море.


(память 13 сентября по старому стилю)

Родом из Галатии. Пострадал за Христа в III веке. После различных мучений был отдан на съедение зверям.


 
27 сентября
 

(память 14 сентября по старому стилю)

Перед крестными страда-ниями Господь сказал: “Ныне прославится Сын человеческий”. Крест — Его слава, вечное сияние Его любви. По словам Иоанна Златоуста: “Крест не только спас людей, но и ангелов приблизил к Богу”.

Праздник Воздвижения Креста соединяет в себе воспоминание о двух собы-тиях: обретении Креста при императоре Константине и возвращении его в Иерусалим при Ираклии.

В царствование равноапостольного императора Константина (IV век) в Иерусалим отправилась его мать Елена с целью обрести величайшую из святынь — Крест Спасителя. При помощи верующих из Иерусалима, знавших от своих предков о местонахождении Креста, начали раскопки. Языческий храм Венеры, кощунственно построенный на месте Распятия, был снесен, и под землей обнаружилась пещера. В ней сохранились три креста и гвозди. Какой из них был Крест Господень? Об этом узнали по чудесам, во множестве происходившим от одного из древ. Ко Кресту Спасителя приносили больных, и они получали исцеление. События эти вскоре стали известны многим. Крест был обретен перед Пасхой, и множество паломников собралось в тот год в Палестину. Улицы и площади Иерусалима были наполнены толпами народа, так что не было возможности приблизиться к Кресту или даже издали взглянуть на него.

Иерусалимский патриарх Макарий вместе с духовенством взяли на руки Голгофский Крест и вынесли его на высокий холм. Несколько раз они поднимали (воздвигали) Древо Креста, чтобы народ мог увидеть его. Императором Константином был построен величественный храм Воскресения Господня, под сводами которого оказались главные святыни — Голгофа и Гробница Христа. Древо Креста поставили в алтаре на горнем месте.

В начале VII в. Иерусалим был захвачен персидским царем Хосровом, который увез в Персию в числе трофеев и Древо Креста. В это тяжелое для Византии время империей правил Ираклий I. Он наголову разбил Хосрова, и Крест был возвращен в Палестину. Царь Ираклий на своих плечах пронес его от ворот Иерусалима до храма Воскресения. Из благоговения к великой святыне царь снял с себя корону и порфиру и шел по улицам Святого Града, одетый в рубище.


(память 13 ноября, 30 января (Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого), 14 сентября (преставление) и 27 января (перенесение мощей) по старому стилю)

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский — один из трех Вселенских святителей, вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Родился в Антиохии ок. 374 года, в семье военоначальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом, в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Когда скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество, которое называл “истинной философией”. Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал “Шесть слов о священстве”, великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, написав “Против вооружающихся на ищущих монашества” и “Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни”. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья святой Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году епископ Мелетий Антиохийскнй посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: “О провидении”, “Книга о девстве”, “К молодой вдове” (два слова), “Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников”.

В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование “Златоуст”. Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей.

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обратился к герменевтике — науке о толковании Слова Божия. Он написал толкования на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Святой Иоанн как пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Слава замечательного пастыря и проповедника росла.

В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызвав из Антиохии для доставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного — с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашения на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. Святой Иоанн направлял ревностных миссионеров в Финикию, Персию, к скифам, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395408 гг.), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Находясь в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питнус (Пицунду, в Абхазии). Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (U ок. 308, память 22 мая), утешенный явлением мученика (“Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе”), причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами “Слава Богу за все!” отошел ко Господу 14 сентября 407 года.

Святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах. В 438 году Прокл, Патриарх Константинопольский (434447 гг.), совершая Богослужение в храме святой Софии, произнес похвальное слово памяти своего великого учителя, в котором сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков. Народ, горевший любовью к святителю Иоанну Златоусту, не дав Патриарху докончить своего слова, начал единодушно просить его обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей святителя из Коман в Константинополь. Святитель Прокл отправился к царю Феодосию II (408450 гг.) и от лица Церкви и народа просил его об этом. Император согласился и отправил в Команы особых посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом перевезти святые мощи. Жители Коман глубоко скорбели о том, что их лишают великого сокровища, но не могли противиться царскому указу. Когда же императорские посланцы приступили к гробу святителя Иоанна, они не смогли взять его мощи. Тогда император, в раскаянии, написал послание святителю, прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание это прочли у гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль (гробница святителя Иоанна осталась в Команах, близ Пицунды). Тогда же совершилось исцеление убогого человека, приложившегося к покрову от гроба святого. По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года весь город, во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосий II со слезами просил святителя простить его мать. Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами воскликнул: “Прими престол свой, отче!” — и Патриарх Прокл со многими, стоявшими у раки, увидели, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнес “Мир всем!”

В IX веке Иосиф Песнописец, Косма Веститор и другие написали песнопения в честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста, которые и поныне поются Церковью в воспоминание этого события.

Акафист >>


(память 8 и 14 сентября по старому стилю)

Явилась около 1683 г. Образ был найден пастухами на ветвях грушевого дерева. Икона находилась в Бельском уезде Гродненской губернии близ села Лесна в Леснинском женском монастыре. Всех чудес, источаемых от этой иконы, насчитывается около пятисот.

Видя почитание иконы верующими, местное католическое духовенство, с целью привлечь в латинство православных, захватило святыню и поставило в своем костеле. Там икона находилась до 1863 г. В 1885 г. на этом месте был учрежден православный женский монастырь, и икона стала находиться в нем.


 
28 сентября
 

(память 15 сентября по старому стилю)

Святой Никита был готским воином и жил на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии в середине IV столетия. Его обратил в христианство и крестил епископ Феофил, известный просвети-тель готов и участник первого Вселенского собора в 325 году.

В то время между готами возникла междоусобная война. Во главе одной враждующей стороны стоял князь Афанарих, ярый язычник и ненавистник христиан. Во главе второй — Фригент. В кровопролитном столкновении войск победил Афанарих, и Фригент вынужден был бежать в Византию. Но вскоре Фригент вернулся на родину, подкрепленный свежими войсками, предоставленными ему императором Валентом (364-378 гг.). Как некогда Константин Великий, Фригент повелел сделать на знаменах своего войска изображение святого Креста. Произошла вторая кровопролитная битва, и на этот раз победил Фригент. Афанарих же с небольшой группой приверженцев спасся бегством.

После победы Фригента для христианства наступили благоприятные времена. Преемник епископа Феофила, святитель Урфия (или Ульфилла, 311-383 гг.) создал готскую азбуку и перевел с греческого языка на готский много духовных книг. Святой Никита своей проповедью и своей благочестивой жизнью много способствовал утверждению христианской веры среди готов.

Спустя несколько лет Афанарих с многочисленным войском вернулся к себе на родину, и снова у готов завязалась междоусобная воина. Одолев Фригента, Афанарих воздвиг жестокое гонение против христиан. Никита, став духовным вождем христиан-готов, обличал Афанариха в безбожии и жестокости. Он призывал верующих быть твердыми и не бояться мученичества. Вскоре Никита был схвачен и предан жестоким истязаниям. Его бросили в огонь, и он скончался 15 сентября 372 г. Друг Никиты ночью отыскал его святые останки и перенес их в Киликию. С тех пор от мощей святого мученика Никиты начали совершаться чудеса и исцеления. Частица мощей великомученика Никиты находилась в монастыре Высокие Дечаны в Сербии.

Акафист >>


(память 15 сентября по старому стилю)

Епископ, подвизался в III веке. За исповедование Христа святитель Акакий был подвергнут жестоким мукам и затем заключен в темницу, из которой после был освобожден. Нося язвы Господа на теле своем, просветив многих святой верой и прославившись учением и чудесами, он скончался мирно.


(память 19 февраля и 15 сентября по старому стилю)

Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Феодотом, Исихием и св. мученицей Асклиадой (Асклипиодотой) в царствование нечестивого Максимиана, в начале IV в. в Мизии.

В начале IV в. жили в Мизии, в г. Маркианополе, известные знатностью рода и благочестием Максим и Асклипиодота. Когда правитель Фракии Тирис обходил города для преследования христиан, то он велел их себе представить и после разговора о вере с Максимом, из которого он убедился в твердости исповедания христианского Максима, приказал четырем человекам бить его по всему телу; затем, после исповедания веры во Христа Асклипиодотою, он приказал бить ее подошвами. Терпением своим она одних приводила в удивление, в других возбуждала сострадание.

В это время выступил благочестивый Феодот и обличил бесчеловечие мучителя, и за это был повешен на дереве и строган по телу. Через 13 дней Тирис, отправившись с мучениками в Адрианополь, подверг всех троих новым ранам, потом к телу их приказал приложить раскаленные медные пластинки, так что плоть их растоплялась, но они утешены были голосом с неба, ободрявшим их... Когда они провели после того несколько дней в темнице, то Тирис приказал среди народного зрелища предать их зверям, но медведица, выпущенная сначала на Максима, а потом на Феодота, ласкалась к ним, а бык, к которому привязали Асклипиодоту, остановился, как бы связанный, и не тронулся с места. Эти чудные проявления Божественной силы поразили народ и, казалось, должны были склонить его к вере во Христа, между тем толпа требовала побиения камнями мучеников.

Правитель отправился с ними по пути в Филиппополь и за 30 миль до этого города в селении Салтис после новых убеждений отречься от Христа велел отрубить им головы. Немного спустя после того, сам он, сидя на судилище, был поражен молнией. Свв. мученики пострадали при Галерии Максимиане (305-З11 г.).


(память 15 сентября по старому стилю)

Был актером и в день рождения императора Юлиана Отступника (361-363 гг.) исполнял роль в театре, согласно которой должен был глумиться над таинством святого крещения. Но когда Порфирий по ходу пьесы погрузился в воду и произнес: «Крещается раб Божий Порфирий во имя Отца и Сына и Святого Духа», — то под действием благодати Божией, воспринятой им при этих словах, выйдя из воды, он открыто исповедал себя христианином.

Юлиан тут же приказал мучить его и после пыток обезглавить. Это совершилось в городе Ефесе в 361 г.


 
29 сентября
 

(память 16 сентября и 11 июля по старому стилю)

Пострадала за Христа в Халкидоне около 304 г. За твердое исповедание веры Христовой святая провела девятнадцать дней в темнице и, будучи мучима, терпела голод и жажду. Видя непреклонность св. девы, мучители усилили ее пытки: ее привязывали к вертящемуся колесу с острыми ножами, бросали в разожженную печь, но с помощью Божией св. Евфимия оставалась невредимой. Наконец ее отдали на съедение зверям. Выпущенные на св. мученицу дикие звери не тронули ее, только одна медведица нанесла ей небольшую рану, от которой великомученица Евфимия скончалась.

Впоследствии в Халкидоне был возведен храм в память великомученицы Евфимии, где и были положены в раке ее святые мощи. В 451 г. в этом храме происходили заседания IV Вселенского Собора, и святые отцы обратились с молитвой ко святой мученице, прося ее помощи во время прений православных с монофизитами. Они написали оба исповедания веры — православное и еретическое — и положили в раку великомученицы. Через три дня рака была открыта и оказалось, что святая в правой руке держала список православного вероисповедания, а еретическое лежало у ее ног.

Во время завоевания Халкидона персами, около 620 г., мощи святой были перенесены в Константинополь. Здесь во времена иконоборства они были брошены в море, но одни благочестивые христиане извлекли их оттуда и отвезли на остров Лемнос. В 796 г., при императрице Ирине, св. мощи великомученицы Евфимии были возвращены в Константинополь.


(память 16 сентября и 27 мая по старому стилю)

По происхождению серб (или болгарин), подвизался на Афоне. В 1375 (1376) г. был поставлен в митрополиты всея Руси еще при жизни св. митрополита Алексия (U 1378 г.; память 12/25 февраля). Поэтому святитель Киприан управлял сначала только юго-западной частью Русской Церкви. В 1390 г. он окончательно занял Московскую кафедру. Явился мудрым и ревностным блюстителем Церкви Божией, ее чистого учения и установлении. Особенно много заботился он об упорядочении богослужения и исправлении богослужебных книг. Сохранились автографы некоторых славянских переводов святителя. Своими пастырскими посланиями он утверждал веру в Церкви. Широко известна его деятельность по переводу богослужебной литературы. Скончался святой в 1406 г.

Мощи его, обретенные в 1472 г., почивают в московском Успенском соборе под спудом.


(память 16 сентября по старому стилю)

Ученица св. апостола Павла. Пострадала за Христа в городе Ираклии (во Фракии) при императоре Домициане (81-96 гг.). После многих мучений, которые не приносили ей вреда, святая была усечена мечом, причем вместо крови из раны истекло молоко.


(память 16 сентября по старому стилю)

Родом из г. Маркианополя. Во время гонений на христиан при императоре Антонине св. мученица Мелитина подверглась разнообразным мучениям: ее много раз заключали в темницу, вешали на дерево и строгали ее тело, а затем усекли мечом примерно в 138-161 гг.


 
30 сентября
 

(память 17 сентября по старому стилю)

Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам.

Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву язычески богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.

“У нас есть Бог Небесный, — ответил они, — его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа”.

Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.

“Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю”, — сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.

Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, — 10, а младшей, Любови, — лишь 9 лет.

Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.

Акафист >>


(память 17 сентября по старому стилю)

Родом из Каппадокии (Малая Азия). За исповедание Христовой веры при императоре Александре Севере, претерпев множество истязаний и сокрушив молитвой идолов, была усечена мечом ок. 230 года в г. Никее.


(память 25 апреля и 17 сентября по старому стилю)

Чудотворная икона Цареград-ская явилась в 1071 году. Других сказаний о ней не имеется. Список с нее находится в Елиазаровском монастыре в 25 верстах от Пскова.

В Старорусском соборе Новгородской епархии находится также свято чтимая икона Цареградской Богоматери. Икона мерою в 2 дюйма, выбита на грифельной доске. Предание говорит, что в древние времена два монаха из Царьграда, проездом через Старую Руссу, слушали литургию в соборе и оставили на память сию икону. К ней притекают во множестве с молитвою веры.


(память 17 сентября по старому стилю)

Находилась в Макарьево-Унженском монастыре. С давних времен эта благодатная икона была известна в Макарьевской обители, и списана она учениками преподобного Макария с иконы, чудесно явившейся ему на суходоле, где он подвизался.

Когда в пустыни преподобного Макария были устроены церкви, эту икону поставили около царских врат, и, как говорится в церковных описях, она занимала место в иконостасе то холодного, то теплого собора более 300 лет. Святая икона называется чудотворной, что подтверждается еще и тем, что после трех пожаров, бывших в обители в 1629 и 1690 гг., святая икона осталась невредимой. От иконы совершалось много благодатных знамений.