<-- header__menu -->

Жития святых на Март

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]


 
11 марта
 

(память 26 февраля по старому стилю)

Газа — один из городов Палестины. В этом городе особенно сильно было язычество в первые века христианства. Никто не мог очистить этот город от идолослужения и просветить его светом Христовой веры, пока в епископы не был поставлен св. Порфирий.

Св. Порфирий родился около 346 г. от богатых родителей, которые дали ему хорошее образование. Уже с молодых лет он почувствовал призвание к иночеству и на 25 году своей жизни, наконец, оставил дом своего отца и отправился в Египет, где на горе Нитрийской постригся в иноки и некоторое время подвизался под руководством великого подвижника того времени Макария Египетского.

Он поселился в некоем вертепе, где непрестанно подвизался в посте и молитве. Имея намерение посетить Палестину для поклонения святых местам, св. Порфирий умолил одного из своих знакомых довести его до Иерусалима, ибо он сам вследствие постигшей его болезни не мог идти без посторонней помощи. Прибыв в Иерусалим, св. Порфирий, несмотря на свою болезнь, ежедневно ходил по святым местам, поклоняясь Господу. Когда же он не мог идти, то полз на коленях, с любовию припадая к священной для каждого христианина земле.

Видя слабость св. Порфирия, некий инок, по имени Марк, решил служить ему Господа ради. Во время пребывания в Иерусалиме св. Порфирий получил исцеление от своей болезни. Об этом он рассказывает так. Когда он однажды находился в церкви, то с ним сделался приступ болезни. Выйдя из церкви, он отправился на Голгофу, и вот здесь на него снизошло как бы исступление. «И увидел я, — рассказывает он, —Спасителя нашего, пригвожденного ко кресту, и одного разбойника, висящего на другом кресте. Я начал громко взывать: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем!» И вот Спаситель сказал разбойнику: «Сойди со креста и исцели его болезнь, как Я исцелил тебя от болезни душевной». Разбойник сошел со креста, облобызал меня и подвел ко кресту Спасителя. Господь сошел со креста и сказал мне: «Приими древо сие и храни его». Я взял крест Христов, стал носить его и тотчас пришел в себя, будучи уже совершенно здоровым, как будто я никогда не болел».

В скором времени слова Христа, сказанные св. Порфирию, осуществились на нем. Патриарх Иерусалимский обратил внимание на высокую жизнь сего подвижника, посвятил его в сан пресвитера и поставил хранителем Честного Древа Креста Господня, обретенного царицей Еленой. Прошло три года со времени посвящения в пресвитеры св. Порфирия. В это время в г. Газе умер тамошний епископ Эней. Так как христиан в этом городе было мало и им не под силу было бороться с усилившимся язычеством, то газские христиане пришли в Кесарию Палестинскую к митрополиту Иоанну и стали умолять его дать им епископа, могущего словом и делом противостоять идолопоклонникам. Иоанн начал усердно молиться Господу, чтобы Он указал ему мужа достойного и способного к этому делу. И вот ему был указан св. Порфирий, как лицо, наиболее достойное занять епископскую кафедру в г. Газе. Так как Порфирий находился в ведении Иерусалимского патриарха, то Иоанн написал письмо последнему, прося послать к нему Порфирия, не сообщив, однако, цели своей просьбы.

Когда св. Порфирий прибыл в Кесарию, митрополит Иоанн встретил его с радостью и стал уговаривать принять посвящение в епископы г. Газы. Долго не соглашался Порфирий на это предложение, ссылаясь на свое недостоинство, но потом, предав себя на волю Божию, дал свое согласие на просьбу Иоанна. С радостью приняли христиане г. Газы прибытие нового епископа. Но нечестивые язычники, жители этого города, из ненависти к христианам постарались сделать путь в Газу совершенно неудобным для прохода. Для этого они устлали дорогу тернием, выкопали на ней рвы, унавозили ее всякими нечистотами. Это, однако, не остановило св. Порфирия. Преодолев все препятствия, он благополучно прибыл в Газу. В городе ему сразу бросилось в глаза отсутствие Божиих храмов и великое множество идольских капищ и истуканов. Видно было, что этот город весь во власти язычества и что христианская вера распространена здесь весьма слабо. Не смутило это, однако, св. Порфирия, еще с большим мужеством выступил он на борьбу с язычеством и начал насаждать среди жителей Газы христианство. Благодать Божия была с ним и потому, что бы он ни делал, все обращалось в посрамление язычества и возвышение христианства.

Когда св. Порфирий вступил в управление епископской кафедрой г. Газы, случилось так, что в этот самый год была во всей окрестной местности и в самой Газе засуха и великий голод. Язычники начали распространять по городу нелепые слухи о том, что будто бы засуху и голод наслали боги, разгневавшись на пришествие в Газу христианского епископа. Собравшись в своем главном храме, язычники семь дней вопияли к своим богам, прося их послать дождь. Но тщетны были их мольбы к бездушным истуканам: дождя не было. Тогда христиане, собравшись все вместе, стали просить св. Порфирия помолиться Господу о ниспослания дождя, ибо засуха вредила всем. Св. Порфирий согласился исполнить просьбу своих пасомых. Он назначил общий пост и повелел всем христианам собраться в церковь. Совершив всенощное бдение и на другой день литию, Порфирий с крестным ходом вышел за город. Когда крестный ход возвращался, то городские ворота оказалась запертыми. Это сделали язычники. Два часа стояла христиане перед городскими воротами, но язычники не отворяли их и издевались над последователями Христа. Слезно молились Господу христиане, прося не дать верных рабов Своих на посрамление язычников. И Господь услышал их усердную молитву. Вдруг небо покрылось дождевыми тучами, загремел гром, выпал великий дождь. Пораженные этим, язычники воскликнули: «Победил Христос!» — и открыли ворота. Многие из язычников тогда уверовали в Христа и прославили Бога. Таких лиц было 156. Скоро к числу этих новообращенных присоединилось еще 110 человек. Но оставшиеся верными язычеству продолжали враждовать на св. Порфирия и христиан и старались всячески вредить последним. Видя обиды, чинимые христианам язычниками, св. Порфирий скорбел духом и усердно молился Господу, чтобы Он обратил на путь истины этих заблудших овец. Прибегая к помощи Божией, св. Порфирий решил обратиться также и к человеческому предстательству. С этой целью он послал своего ученика Марка в Константинополь к св. Иоанну Златоусту, прося у этого великого учителя ходатайствовать пред царем Аркадием о ниспровержении идольских капищ в Газе. Царь внял мольбе Порфирия и велел запереть в Газе идольские храмы. И вот чиновник царский, именем Иларий, следуя указу императора, запер все газские идольские храмы. Язычники, думая склонить Илария на свою сторону, собрали между собою большую сумму денег и стали умолять его не затворять их главного храма, посвященного богу Марнасу. Золото подействовало на корыстолюбивого Илария, и он исполнил их просьбу. Но все-таки, хотя и не совсем, дерзость язычников была наказана и права христиан ограждены.

В борьбе Порфирия с язычниками Бог также не оставлял Своею помощью верного Своего раба. Эта помощь выражалась главным образом в том, что Порфирий совершал чудеса, которые многих из язычников обращали ко Христу.

Между тем язычники, недовольные поведением св. Порфирия, в особенности тем, что он приводит ко Христу такое множество их собратий, стали преследовать христиан еще более, чем прежде. Это, конечно, весьма печалило св. Порфирия. Решившись так или иначе препятствовать такому посрамлению христиан со стороны нечестивых язычников, он отправился к митрополиту кесарийскому Иоанну, в ведении которого находилась епископская кафедра г. Газы, и умолял этого святителя или освободить его от епископства, или идти вместе с ним в Царьград и просить императора, чтобы он отдал повеление совершенно разрушить идольские капища. Митрополит Иоанн решился на последнее. Вместе отправились они в Царьград. По прибытии в Константинополь они обратились непосредственно к св. Иоанну Златоусту. Последний на другой день представил их царице Евдоксии, жене императора Аркадия, которая тогда была непраздна. Епископы подробно рассказали ей о положении вещей в г. Газе, о тех притеснениях, которые терпели христиане от язычников, и просили заступиться за них пред императором.

— Потрудись за нас, — говорил императрице св. Порфирий, — и Господь за усердие твое даст тебе сына, который воцарится при жизни твоей и дальнейшие годы проживет во всяком благополучии.

Между тем иметь сына было именно мечтой царицы, у которой все рождались дочери. Вот почему, услышав такое радостное для себя пророчество, Евдоксия весьма возвеселилась.

— Молитесь за меня святые отцы, чтобы исполнилось ваше слово и у меня родился сын, — сказала она. — Если это сбудется, то я обещаю вам исполнить все, что вы ни пожелаете.

Велика была радость царя и царицы, когда у них, согласно с пророчеством св. Порфирия, действительно, родился вскоре мальчик.

Через семь дней после рождения наследника престола Евдоксия позвала к себе св. Порфирия и Иоанна и для удобства исполнения их просьбы предложила им следующее. Они должны были приготовить прошение к царю о том, чтобы не только были разрушены идольские капища в Газе, но и христианам этого города были дарованы различные преимущества.

Такое прошение святители должны были передать сановнику, который будет переносить новорожденного из купели крещения в палаты. Иоанн и Порфирий в точности исполнили совет царицы. Между тем сановник получил соответственные указания от императрицы; и вот, взяв прошение от епископов, он прочитал его и затем, как бы выражая волю новорожденного царя, воскликнул:

— Повелевает его царское величество, чтобы все, написанное здесь, было исполнено.

Новорожденного понесли дальше в царские палаты. Евдоксия, взяв младенца на свои руки, подошла к императору и, поздравляя его, просила исполнить просьбу, поданную их новорожденному сыну. Царь, хотя и признал тяжесть этой просьбы, однако в такой радостный для себя день не решился отклонить ее. Желание Иоанна и Порфирия было исполнено: указом, изданным от лица двух императоров, повелевалось сделать все то, что было написано в прошении двух святителей.

Торжественно встретили газские христиане своего епископа, которому были очень многим обязаны. После этого еще долго св. Порфирий пас свое словесное стадо, которое постоянно росло и увеличивалось. Своими трудами он утвердил христианство в Газе и совершенно оградил его от влияния и притеснений язычников. Скончался этот святитель Божий 26 февраля 421 года. Мощи его почивают под спудом в устроенной им в Газе церкви.

Тропарь святителю Порфирию, архиепископу Газскому

Тропарь, глас 4

Труды и болезни твоя, яже по благочестию, кто исповесть, отче? день бо и ночь не престал еси трудяся, дондеже от нечестия Газу очистив, благочестие насадил еси, тем яко всегда еси предстатель о стаде твоем, тако, святе Порфирие, моли Христа Бога да спасет души наша.


(память 26 февраля, 23 мая и 18 декабря по старому стилю)

О родителях и месте рождения преподобного ничего неизвестно. Желая жить для Бога, святой поселился в дремучих пошехонских лесах, на берегу реки Сохоти. Слух о его благоугодной жизни скоро привлек к нему учеников, желавших подвизаться под его руководством. Так возник монастырь. Собственным примером и необычайным трудолюбием поучал подвижник свою братию, часто повторяя слова: «Братие, терпите скорби и беды, да избудете вечныя муки!»

После многих трудов и подвигов скончался преподобный Севастиан в глубокой старости, около 1500 г.


(память 26 февраля и 20 марта по старому стилю)

Правитель г. Атталии чудесно обращенный ко Христу, за веру в Него был ослеплен и на три года заточен темницу, где Господь вернул ему зрение. Тогда святой был распят вниз головой, но через три дня Ангел Господень отвязал его и исцелил от ран. После многих истязаний св. мученик Севастиан был усечен мечом.

Пострадал за Христа в Риме при императоре Нероне, около 66 г. Те же мучения вместе с ним претерпели и святые мученики Фотин и Иосия, сыновья св. мученицы Фотины Самаряныни.


 
12 марта
 

(память 27 февраля по старому стилю)

Преподобный Прокопий родился в стране Декаполитской (т. е. Десятиградии), на восток от Галилейского озера. Оставив суетный мир, Прокопий принял в одной обители иноческий чин и проводил все время в молитве и посте. Опытный в монашеских подвигах, украшенный чистотою душевною, он был славен и знаменит среди подвижников. Между тем около этого времени появилась иконоборческая ересь. Возбудил ее нечестивый император Лев Исаврянин, который считал иконы идолами, а поклоняющихся им — идолопоклонниками.

Преподобный Прокопий вместе с другими ревнителями православия восстал против нечестивой ереси иконоборцев; он обличил безумное мудрование еретиков и победил их непобедимыми божественными словесами. Это и навлекло на него гнев и немилость императора. По его повелению, св. Прокопия схватили и подвергли жестоким мучениям: его бесчеловечно били, строгали тело его железными орудиями и затем бросили в смрадную темницу. В этой мрачной темнице преп. Прокопий вместе с святым Василием, его сподвижником по иноческой жизни, мучился до самой смерти императора Льва Исаврянина. Когда же Лев умер, то Прокопий вместе с Василием и другими святыми мучениками, был выпущен из темницы. Конец своей жизни преподобный Прокопий Декаполит провел мирно в иноческих подвигах.

В глубокой старости отошел он в иную жизнь, чтобы видеть Христа уже не на иконах, которые он защищал всю жизнь, а лицом к лицу, и чтобы получить от Него за свои труды страдания великую награду на небесах.

Тропарь преподобному Прокопию Декаполиту, исповеднику

Тропарь, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Прокопие отче наш. Моли Христа Бога спастися душам нашим.


(память 27 февраля по старому стилю)

Преподобный Тит был священ-ноинок Киевского Печерского монастыря, известный своим чрезвычайно миролюбивым ко всем отношением. Особенно полюбил Тит миролюбие благодаря следующим обстоятельствам. У преподобного Тита был друг черноризец Евагрий, по сану диакон. Все дивились искренней дружбе и любви, существовавшей между ними.

Но ненавидящий всякое добро диавол решил посеять между ними семя вражды. В своем замысле он успел: Тит и Евагрий так возненавидели друг друга, что не хотели смотреть один на другого и всячески старались избегать встречи между собою. Когда они вместе служили в церкви, то у них не было согласия даже здесь, при богослужении: если один кадил перед иконою, то другой убегал от каждения; если же один не отходил от образа, то другой проходил мимо, не покадив. Их ненависть была столь сильна, что они имели дерзновение даже причащаться Св. Таин, не примирившись друг с другом, не испросив прощения друг у друга.

Братия обители, видя такую их сильную ненависть и понимая, что эта вражда губительна для их спасения, много раз принималась их мирить, но они и слышать об этом не хотели. И вот, по Божьему смотрению, пресвитер Тит серьезно заболел. Думая, что настал часть отойти ему в иной мир, Тит начал горько плакать о своем прегрешении и затем послал сказать диакону Евагрию следующее: «Прости меня, брат, ради Господа за то, что я оскорбил тебя гневом своим». Евагрий, однако, не только не простил Тита, но и стал жестоко бранить его. Братия, увидев, что пресвитер Тит уже умирает, решила насильно привести Евагрия к умирающему, чтобы примирить его с ним. Когда Евагрия привели к Титу, то последний упал к ногам своего прежнего врага и сказал со слезами:

— Прости меня, брат!

Но Евагрий отвратился от него и пред всеми произнес такие слова:

— Не хочу примиряться с ним ни в сем веке, ни в будущем.

Сказав эти бесчеловечные слова, Евагрий вырвался из рук братии и туг же упал. Его хотели поднять, но он был уже мертв. Ему не могли ни сложить рук, ни сомкнуть уст, ни закрыть очей: словно он умер уже давно. В то же время преп. Тит встал с постели совершенно здоровым. Когда его спросили, что с ним было за время болезни, он отвечал:

— Во время болезни я, еще одержимый гневом, видел, как ангелы отступили от меня. Они горько рыдали о гибели моей души, а бесы радовались, что я имею гнев на своего брата. Посему-то я и начал просить вас, чтобы вы пошли и испросили мне у диакона Евагрия прощение. Когда вы привели его ко мне и я поклонился ему, а он отвернулся от меня, то я увидел, что некий немилостивый ангел пламенным копьем ударил Евагрия и тот упал бездыханный. Тот же ангел затем подал мне руку, поднял меня, и я встал совершенно здоров.

Братия, услышавши такой рассказ из уст преп. Тита, в ужасе повторяла слова: «Оставите, и оставится вам, яко всяк гневайся на брата всуе повинен есть суду» (Мф. V. 22). Много плакали также иноки о погибшем брате Евагрии. После такого вразумления со стороны Промысла Божия иноки Печерской обители стали блюстись гнева прощая друг другу всякое слово обидное, памятуя слова Ефрема Сирина: «Если кому случится умереть во вражде, то таковаго ожидает неумолимый суд».

В особенности же сильно подействовал этот печальных случай на самого пресвитера Тита. Видя, как за примирение с братом своим он получил не только прощение греха своего, но и телесное здравие, он более уже не думал гневаться на кого-нибудь, но усвоил себе постоянную любовь к братии. Преп. Тит после этого всегда помнил слова Писания: «Солнце да не зайдет во гневе твоем. Прежде же всех друг ко другу любовь прилежну имейте, зане любовь покрывает множество грехов» (1 Петр. IV. 7, 8). Он стяжал себе такое миролюбие, что на нем истинно исполнилось изречение апостола: «Несть царствие Божие пища или питие, но правда и мир» (Рим. ХIV. 17). Посему и на небеси преподобный Тит сподобился получить успокоение, которое обещал Бог любящим Его и хранящим Его заповеди. Святые мощи его почивают в одной из Киевских пещер. Скончался преподобный Тит около 1190 г.

Тропарь преподобному Титу, пресвитеру Печерскому, в Ближних пещерах

Тропарь, глас 1

Братолюбие тя живуща видев любве ненавистник, победил тя во гнев, но, ведый твоя прежния труды любве источник — Господь, преложи тя паки на братолюбие, в немже ты прочее пожив Богоугодне, молися о нас, яко да поживем братолюбне.


(память 27 февраля и 28 августа по старому стилю)

Почивает в Дальних (Феодосиевых) пещерах. В миру был воином и в одной из битв был тяжело ранен в голову. После выздоровления преподобный Тит пришел подвизаться в Киево-Печерский монастырь, где оплакивал грехи свои. Получив от Бога известие о прощении, преподобный Тит радостно отошел к горним селениям.

Тропарь преподобному Титу Печерскому, бывшему воину, в Дальних пещерах

Тропарь, глас 3

Воинство тленное оставль, в нетленном ввоенился еси Христови, и оружием его крестным победив подземных ефиопов, победы венец от Христа, Тите, славно приял еси, Емуже молися даровати нам мир и велию милость.


(память 27 февраля по старому стилю)

Преподобный Фалалей родом был из Киликийского округа Малой Азии. Почувствовав склонность к иноческой жизни, он пришел в обитель Саввы Освященного (в Палестине). Здесь он постригся в иноки и за свою строгую подвижническую жизнь скоро получал сан пресвитера. Затем он удалился из обители Саввы и поселился в Сирии, близ небольшого городка Гавалы, принадлежавшего к Лаодикийской митрополии. Здесь Фалалей нашел одну могилу, на которой стояло уже пришедшее в ветхость языческое капище.

В капище этом обитали многочисленные нечистые духи, которые не только устрашали путников привидениями, но и нападали на них и причиняли им бедствия, вследствие чего все окрестные жители боялись проходить или проезжать мимо этого нечистого места. Это-то место и избрал для своих молитвенных подвигов преп. Фалалей. Он устроил здесь себе палатку, но столь тесную, что не только стоять, но и сидеть едва было возможно, — и проводил в ней все время в богомыслии и сокрушении о грехах. Нечистые духи, не будучи в состоянии переносить такого соседства, ополчились против преподобного. Но он не убоялся их и, ограждая себя крестным знамением и молитвою, стоял, как непобедимый воин Христов, и попирал силу вражию. Десять лет подвизался в этом месте преп. Фалалей в молитве, посте и неустанной борьбе со злыми искушениями. Между прочим, здесь его посетил блаженный Феодорит, епископ Киррский, который спросил его: «Зачем ты, отче, избрал такой образ жизни?» «Великий я грешник, — отвечал преподобный, — веруя, что меня в будущей жизни постигнут великие муки, я и избрал себе такой образ жизни, чтобы, изнуряя свое тело, избавиться от вечных мук».

Слава о подвигах преп. Фалалея стала привлекать к нему многих посетителей. Одни из них спрашивали у него совета, другие просили исцеления. Язычники же, видя чудеса, творимые им, а также его добродетельную жизнь, во множестве обращались ко Христу. При помощи этих новообращенных христиан преподобный совершенно разорил языческое капище и на его месте построил храм Божий во имя всех святых мучеников и ввел в нем ежедневное богослужение.

Угодив Богу своей добродетельной жизнью, преп. Фалалей скончался в глубокой старости, около 460 года, пробыв в непрестанных иноческих подвигах 60 лет.


 
13 марта
 

(память 28 февраля по старому стилю)

Он жил в царствование Льва Исаврянина, воздвигшего гонение на св. иконы. Оставив мир с его соблазнами, Василий поступил в монастырь, где проводил время в подвигах молитвы и поста. Когда воздвигнута была иконоборческая ересь, преп. Василий восстал против нее вместе со св. Прокопием Декаполитом, своим другом и сопостником. Его заключили в темницу, где он томился очень долгое время — до смерти нечестивого царя ( 741 г.), когда, наконец, был выпущен на свободу. После сего прочее время своей жизни преп. Василий провел в иноческих подвигах, обращая многих к православной вере. После нескольких лет богоугодной жизни он скончался (начало IX в.).


(память 28 февраля по старому стилю)

Блаженный Николай родился и подвизался в Пскове. Из его жизни передают в особенности следующий замечательный случай. В то время царь Иоанн Грозный ходил с великой ратью на Новгород, чтобы наказать его за измену московскому государству. Наказав лютыми казнями новгородцев, царь хотел то же самое сделать и с Псковом, который издавна слыл другом Новгорода, был его «меньшим братом». Но милостивый Господь, не желая напрасного пролития неповинной крови псковитян, вложил в сердце Своему угоднику Николаю юродивому и князю Псковскому Юрию смягчить сердце царя. По их совету, псковитяне перед каждым домом поставили столы с солью и хлебом. Когда царь шел по городу, то жены граждан с детьми и сами граждане Пскова стояли на коленях. Такая покорность утишила гнев жестокого Иоанна. Царь вошел в собор, где духовенство встретило его с крестами, а потом посетил убогую келию блаженного Николая юродивого, который не побоялся обличить жестокого царя. Николай встретил царя с куском сырого мяса в руках, которое и предложил Иоанну. Изумленный Иоанн сказал юродивому:

— Я христианин, и не ем мяса в великий пост.

— Ты делаешь хуже, — ответил ему Николай, — ибо пьешь кровь человеческую, забывая не только пост, но и Бога.

Затем он посоветовал Иоанну поскорее уходить из города: «Не трогай нас, проходящий, ступай от нас, не граби церквей Божиих, ибо не на чем будет тебе бежать». Царь, однако, не послушался совета юродивого: дозволив своим опричникам грабить в городе дома богатых людей, он сам отобрал у монастырей лучшие вещи, книги и сосуды. И вот в тот момента, когда Иоанн приказывал снять колокол у Святой Троицы, исполнилось предсказание Николая: у царя пал его лучший конь. Царь пришел в ужас и поспешил уехать из города.

Блаженный Николай Салос (так назван он в виду рассказанного выше случая с куском сала, которым он встретил Иоанна Грозного) преставился 28-го февраля 1576 г. В знак особенного уважения к его памяти псковитяне погребли его под соборным храмом.

Тропарь блаженному Николаю, Христа ради юродивому, Псковскому

Тропарь, глас 4

Словенска языка, Псковския земли плотски в юродстве быв, юродства притворением Горняго Иерусалима гражданин явися, Ангелом, славне, свеселишися, мироточиваго святителя Николая звание восприим, с нимже всегда Христа Бога моли даровати нам велию милость.


(память 28 февраля по старому стилю)

Священномученик Протерий был патриархом Александрийским после нечестивого Диоскора, зараженного монофизитской ересью. Когда Диоскор патриаршествовал в Александрии и распространял ересь по всему Египту, в это время Протерий жил там в сане пресвитера. Его все знали, как человека, отличающегося благочестивым настроением и исполненного богодухновенного разума. Как муж богопросвещенный, он понимал нечестие той ереси, которой держался Диоскор, и сильно вооружался против еретиков, дерзавших утверждать, что в Иисусе Христе едино естество (божеское), а не два, как учила православная церковь.

Желая склонить Протерия на свою сторону, Диоскор старался относиться к нему возможно ласковее и даже почтил его саном протопресвитера, но все было безуспешно: св. Протерий был непоколебим и продолжал по-прежнему обличать еретиков. Наконец, нечестивая ересь монофизитов, иначе ересь Евтихия, была осуждена на четвертом вселенском соборе (Халкидонском, 451 г.). Диоскор, как приверженец этой ереси, был низвержен из своего сана; на его место, по желанию православных архиереев, клириков и народа, был избран и поставлен в патриархи александрийские св. Протерий, как человек более достойный этого сана.

Новопоставленному патриарху предстояла тяжелая работа по искоренению монофизитской ереси из александрийской паствы, среди которой она весьма крепко укоренилась. Приверженцы Диоскора были недовольны поставлением Протерия в патриархи и стали вести против него интриги и козни в народе. Посему, когда Протерий, вступив в управление александрийской кафедрой, стал исповедывать православное учение о двух естествах в Иисусе Христе, утвержденное отцами церкви на Халкидонском соборе, то против него в народе, по наущению приверженцев Диоскора, вспыхнул мятеж. В самом духовенстве Александрии произошел полный раскол. Некоторые из пресвитеров и клириков, во главе с пресвитером Тимофеем Елуром и диаконом Петром Монгом, не захотели иметь общения с православными и перестали повиноваться своему законному патриарху, и вообще, одни признавали новопоставленного патриарха и держались православия, другие же проклинали исповедание веры, принятое на Халкидонском соборе, и требовали возвращения на патриарший престол Диоскора. В народе сильное волнение и возмущение против Протерия достигло скоро таких размеров, что для усмирения возмутившихся прибыл из Фиваиды консул с сильным отрядом воинов.

Толпа встретила воинов метанием камней и оскорблениями. Видя многочисленность и озлобление толпы, воины устремились в языческий храм Сераписа и затворились в нем. Толпа сожгла храм и всех бывших в нем воинов. Царствовавший в то время благочестивый император Маркиан, услышав о таком злодеянии александрийцев, сильно разгневался и послал в Александрию еще большие, чем прежде военные силы. Мятеж был усмирен. По приказанию Маркиана, у александрийцев в наказание были отняты народные бани и другие угодья; свобода их была ограничена, бывшие у них народные представления закрыты. Граждане, скорбя по поводу царского гнева, просили Протерия, чтобы он отправился к царю и ходатайствовал пред ним за опальный город. Кроткий Протерий забыл обиды, нанесенные ему мятежниками, и отправился в Константинополь к Маркиану. Император милостиво выслушал его ходатайство за мятежный город и исполнил все его просьбы. Жителям Александрии была возвращена свобода и дозволение ввозить в город хлеб из Египта, что было раньше воспрещено разгневанным императором. Вернувшись в Александрию, св. Протерий некоторое время мирно управлял своей паствой. Не захотевшего подчиниться ему пресвитера Тимофея Елура он отлучил от церкви и предал извержению из сана. Но вот скончался покровитель православия благочестивый император Маркиан. Еретики опять задумали восстание. Возмущая простой народ, они постарались вооружить против Протерия и египетских монахов. С этой целью Тимофей Елур прибегнул к обману. В темную безлунную ночь он, одевшись в темную одежду, обходил жилища иноков и говорил им, называя каждого инока по имени: «Я один из ангелов. Меня послал Бог известить вас, чтобы вы не имели общения с Протерием и не принимали постановлений Халкидонского собора. Тимофей Елур должен быть епископом в Александрии».

Все иноки приняли эти слова за повеление Божие. И вот, собравшись вместе и посоветовавшись, они отправились в Александрию. Их намерение заключалось в том, чтобы изгнать св. Протерия из Александрии. Между тем Тимофей Елур тайно действовал еще и в народе и собирал вокруг себя мятежников, причем одним он давал деньги, других же просто прельщал. Случилось так, что в это время консула императорского не было в Александрии (он находился в Верхнем Египте). Мятежники воспользовались этим и двинулись всею многочисленной толпой к храму. В толпе мятежников находились, кроме людей вооруженных, нанятых Тимофеем Елуром, также два епископа и несколько клириков, отлученных от церкви. Они посвятили в церкви Тимофея Елура в епископы и нарекли его патриархом александрийским.

Видя такое бесстыдное попрание закона Божия и повеления царского, св. Протерий ночью ушел из города. На пути он лег отдохнуть. Ему было сонное видение; явился пророк Исаия и сказал: «Возвратись во град, там я буду ждать тебя». Размыслив о сем видении, св. Протерий уразумел, что ему предстоит мученическая кончина. Возвратившись в город, он вошел в церковную крестильницу. Мятежники, тщетно разыскивавшие его повсюду целую ночь, узнав, что он находится в крестильнице, ворвались туда и убили Протерия и находивших с ним шесть человек (457 г.). При этом бесчеловечные мучители истерзали все тело святителя железными палками, которые они носили с собой. Не удовольствовавшись убиением, мучители, привязав к ногам мученика веревки, повлекли тело его на середину города, нанося при сем удары ему разными орудиями; затем разложили большой костер и сожгли на нем тело мученика, а прах его развеяли по ветру. По приказанию самозванного патриарха Тимофея Елура, был сожжен даже архиерейский престол, на котором восседал св. Протерий.

Но скоро Тимофей Елур получил за свои деяния достойное возмездие. Когда он начал смещать с кафедр некоторых православных епископов, замещая их своими сторонниками, то православные восстали против беззаконий, чинимых им, и обратились с жалобой на Елура к тогдашнему императору Льву Великому (половина V в.). Сильно скорбел император, получив известие о происшедшем убиении св. Протерия. В Александрию были посланы немедленно войска, которые достойно наказали мятежников. Сам Тимофей Елур, как незаконно поставленный в патриархи, был отдан на суд православных епископов. Его лишили сана, отлучили совершенно от церкви и послали на заточение в Гангры, где был некогда в заточении и учитель его, Диоскор. На место Елура патриархом александрийским был избран другой Тимофей, по прозванию Салофакиол, человек, отличавшийся мудростью, твердою верою и добродетельной жизнью, за что он и пользовался от всех любовью и уважением. Под его мудрым управлением наступил в александрийской церкви мир и спокойствие.


(память 28 февраля по старому стилю)

Отличался особенной кротостью. Пострадал за Христа при императоре Декии в 250 г. в Пергии. Святой был взят в своем доме во время молитвы, в которой был предуведомлен о своей мученической кончине видением овна. После страшных мучений святитель Нестор окончил жизнь на кресте.


(память 28 февраля по старому стилю)

По свидетельству блаженного Феодорита, епископа Киррского, эти преподобные жены, жившие в IV в., происходили из сирийского города Берии. Родители их были богаты и знатны. Но они пренебрегли знатностью своего происхождения, ибо рано познали суету наслаждений земных и неизъяснимую прелесть вечных благ, к которым и устремились, отстранившись от мира. Достигши совершенного возраста, Марана и Кира удалились из отечественного города Берии и, избрав вне его небольшое место, обложили его со всех сторон землей и камнями, оставив для подачи им необходимого количества пищи.

Так под открытым небом и стали они здесь подвизаться. В качестве подвига они избрали для себя самое трудное — молчание, которое прерывали лишь через каждые пятьдесят дней, и то на одни сутки. В пищу подвижницы принимали только хлеб и воду. Вслед за Мараной и Кирой на место их подвигов пришли прежние их служанки, которые пожелали приобщиться к подвижнической жизни своих госпож. Пришедшие были помещены в отдельном небольшом домике близ ограды, за которой подвизались Марана и Кира. Последние стали наблюдать за новоприбывшими, возбуждали их к подвигам молитвы и поста и руководили ими на трудном подвижническом пути, продолжая сами быть высшими образцами добродетели.

По свидетельству блаженного Феодорита, хорошо знавшего преподобных Марану и Киру, эти две подвижницы, не довольствуясь отречением от мира и его соблазнов, подвигами молчания и нестяжательности, изобрели для себя новые тяготы: обременили себя веригами. Последние были так тяжелы, что Кира, слабая телом, не могла выпрямить тела и всегда была согнута до земли. Блаженный Феодорит, которого эти подвижницы только одного впускали в свое жилище из уважения к его сану, — видя их тяжелые вериги, убеждал не обременять себя сверх меры. Пока он беседовал с подвижницами, они, действительно, соглашались с ним и снимали с себя вериги, но едва он уходил, как они опять возлагали их на себя.

Так подвизались Марана и Кира в своем уединении 40 лет, восходя от силы в силу. Насколько велики были их подвиги, показывает то, что в течение 3 лет они принимали пищу только через промежуток в 40 дней, а нарушали свое уединение всего лишь два раза в течение всего времени своих подвигов. В первый раз они допустили это для того, чтоб совершить путешествие в Иерусалим на поклонение живоносному гробу Господню. Во время этого странствия Марана и Кира не принимали никакой пищи до тех пор, пока не прибыли в Иерусалим и не поклонились святым местам. Возвращаясь назад, они прошли расстояние, заключавшее в себе 20 стадий, также ничего не вкушая. Такой же подвиг совершили они и тогда, когда предприняли путешествие, чтобы поклониться гробу победоносной первомученицы Феклы (в Исаврии). Скончались сии святые жены около 450 года.


(память 28 февраля по старому стилю)

Священномученик Арсений, митрополит Ростовский (в миру Александр Мацеевич) был последним противником церковной реформы Петра I. Он родился в 1697 (по другим данным в 1696) году во Владимире-Волынском в семье православного священника, ведшего свой род из польской шляхты.

Получив образование в Киевской Духовной Академии, в 1733 году он был уже иеромонахом. Вскоре он совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где полемизировал с заточёнными там староверами; по поводу этой полемики он написал «Увещевание к раскольнику».

В 1734-37 годах отец Арсений участвовал в Камчатской экспедиции. В 1737 году он был прикомандирован к члену Синода Амвросию (Юшкевичу), занимавшему в то время первенствующее место в церковной иерархии. Это назначение привело к сближению двух иерархов и определило дальнейшую судьбу отца Арсения. Посвящённый в 1741 году в сан митрополита Тобольского и всея Сибири, Владыка Арсений защищал в Сибири права новокрещённых инородцев от притеснений воевод, а духовенство — от вмешательства светского суда.

Суровый сибирский климат вредно отразился на здоровье Владыки и вскоре по воцарении Елисаветы Петровны он был переведён в 1742 году на кафедру в Ростов с назначением членом Синода.

Строгий к подчинённым, Владыка становится в резкую оппозицию и к светской власти. Он настаивает перед Императрицей Екатериной II-й на удалении светских чинов из состава Синода, утверждает, что Синод вообще не имеет канонической основы, и делает вывод о необходимости восстановления Патриаршества. Записка Владыки «О благочинии церковном» явилась первым протестом Российской иерархии против синодальной системы.

Ещё более обострились отношения Владыки со светской властью, когда в конце царствования Елисаветы Петровны, затем при Петре III и Екатерине II-й распоряжения, направленные к ограничению монастырей в управлении их имуществами, вызвали сильное негодование в высшем духовенстве.

9 февраля 1763 года Владыка в Ростове совершает «Чин отлучения» с некоторыми прибавками, направленными против «насильствующих и обидящих святыя Божия церкви и монастыри», «принимающих данныя тем от древних Боголюбцев имения».

В марте Владыка подал два донесения в синод, который доложил Императрице о том, что Святитель Арсений является «оскорбителем Ея Величества». Екатерина предала его суду Синода, который длился семь дней: Владыка был осуждён, низведён в звание простого монаха и заточён в Карельский Николаевский монастырь.

Но и в ссылке Святитель не переставал обличать действия обесцерковленных властей в отношении церковных имуществ, выражал сомнение в правах Екатерины II-й на престол, сочувствие Великому Князю Павлу Петровичу. Делу Владыки был дан характер политический и в конце 1767 года он был лишён монашества и приговорён к «вечному заключению». Под именем «Андрея Враля» он содержался в Ревельском каземате, где и умер 28 февраля 1772 года.

За смиренное перенесение скорбей и нестяжательность, а также за мученическую кончину за Церковь Святитель почитается в Русском народе.

Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года.


(память 29 февраля по старому стилю)

Преподобный Кассиан происходил из Рима. Родители его, принадлежавшие к высшему сословию, отличались благочестивой жизнью. В благочестии они старались воспитать и сына своего Кассиана. С ранней юности своей проявлял он любовь к наукам и изучению книг св. Писания. Отличаясь ясностью ума и трудолюбием, Кассиан сперва, постарался изучить светские науки — философию и астрономию. После сего он обратился к изучению св. Писания, которое через некоторое время он так прекрасно знал, что его считали в этом отношении одним из выдающихся людей своего времени.

Благочестивые познания соединялись у Кассиана с другими его высокими добродетелями: так, он соблюдал девство, душевную чистоту и благонравие. Чем далее жил преп. Кассиан, тем жажда всецело отдаться служению Богу все более и более властно охватывала его. И вот стремясь к беспрепятственному служению Господу, Кассиан оставил свое отечество и отправился в Вифлеем, где и постригся в одной из обителей.

Подвизаясь здесь, Кассиан сошелся с одним иноком, по имени Герман. Живя в одной келии, они привязались горячо друг к другу; глядя на дружбу молодых людей, на их благочестие и смирение, вся 6ратия искренне любила их.

В вифлеемском монастыре преподобный Кассиан с Германом пробыли около двух лет, приучая себя к тяжелой, требующей поста жизни и другим подвигам. Эти подвиги возбудили в них желание новых, высших, и они ушли в пустынное место, чтобы там проводить безмолвную жизнь. Затем, желая получить от святых пустынножителей необходимые в иноческой жизни наставления, молодые подвижники отправились в путешествие и обошли все монастыри Египта, Фиваиды, Азии, Понта, Каппадокии и Нитрийской горы.

Суровую и тяжелую жизнь проводили Кассиан и Герман во время этого путешествия, продолжавшегося семь лет. Прежде всего они не имели постоянного жилища, ибо переходили с одного места на другое; одежда их была весьма ветхая; ходили они босыми ногами; спали на рогоже; все необходимое для своей жизни они доставали с большим трудом, так что воду, например, им приходилось носить иногда за три тысячи шагов.

Путешествуя, Кассиан и Герман прибыли в Константинополь, чтобы послушать св. Иоанна Златоуста. Здесь Кассиан был поставлен во диакона. Впоследствии он перешел в г. Массилию (теперешний Марсель Южной Франции), принял здесь сан пресвитера и основал два общежительных монастыря — мужской и женский. Таким образом, преп. Кассиан первый ввел в Галлии иноческую общежительную жизнь.

Кончина преп. Кассиана относится к 435 году. Мощи его почивают в г. Марселе.

Молитва преподобному Кассиану Римлянину

О, богоблаженне и приснопамятне отче наш Кассиане, божественных Ангелов сожителю, понесый тяготу дневную, в нищете поживый, божественными дарами обогативыйся! Ты ныне с преподобных соборы водворяяся, с праведных лики веселяся, помяни нас, добродетельное твое житие похваляющих, и не остави нас безпомощны. Призри на наше житие, волнуемое житейскими обуревании, да не потопит нас греховная буря, ниже да пожрет нас пагубнаго отчаяния глубина. Услыши молитву нас грешных, молящихся, и не презри моления нас немощных, уловляемых диавольскими сетьми, всюду злыми угнетаемых, всякаго блага лишаемых, унынием омрачаемых и малодушием одержимых. Виждь, святе, яко смирися в персть душа наша, и врагом ненавидящим нас быхом в порадование, лукавыми делы умерщвляеми весь день, заблудихом бо воистину, яко овцы не имущия пастыря. Ты твоими богоприятными молитвами милостива сотвори нам единаго человеколюбца Бога, да не воздаст нам по злым делом нашим и по нечистоте сердец наших, но да предварят ны благия Его щедроты, в мире, единодушии и благочестии утверждающе живот наш. Мы о богоблаженне, на тя по Бозе уповаем, тобою хвалимся, твое святое имя на помощь призываем и, к твоему чудотворному образу недостойнии припадающе, тя молим. Моли, отче наш Кассиане, Христа Бога, да, избавльшеся от злых наших, с тобою вечных благ сподобимся, благодатию и щедротами Господа нашего Иисуса Христа, суща благословенна со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Кассиану Римлянину

Тропарь, глас 8

Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. Того ради подаждь нам твоими молитвами плоти нашея духу послушание: еси бо наставник, Кассиане преподобне, всем поющим о Христе твою память.


(память 29 февраля по старому стилю)

Пострадал за икопопочитание в VIII веке при императоре Константине Копрониме. Ему были обожжены руки и нос смолой.


(память 29 февраля по старому стилю)

Родом из Палестины, на восемнадцатом году жизни принял крещение и монашество. За добродетельную жизнь был избран архиепископом Дамасским, но вскоре тайно оставил кафедру и под именем Варсонофия подвизался в Нитрийской обители, отличаясь незлобием и служа братии, как простой монах. Боролся с еретиками и написал много душеполезных сочинений.

Когда преподобный был узнан, что он епископ, то вновь скрылся и ушел в Египет, где подвизался до конца своей жизни (V в.).


(память 29 февраля по старому стилю)

Явилась в 1392 году. На иконе изображается Матерь Божия со стоящим младенцем Иисусом с правой стороны, и на плече Богомладенца покоится правая рука Богоматери. Один из древнейших списков с этой иконы находился в селе Бататкове (Батюшкове), в Николаевской церкви Московской епархии Дмитровского уезда.

Другой список с Девпетуровской иконы Матери Божией был келейной иконой святителя Питирима и прославился чудесами в г. Тамбове в 1833 году. Одна женщина, муж которой по ложному обвинению был посажен в тюрьму, видела во сне неизвестного старца, который приказал ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима и пред нею отслужить молебен. Женщина исполнила все, как сказал старец, и вскоре муж ее был выпущен из тюрьмы.


 
14 марта
 

(память 1 марта по старому стилю)

Святая Евдокия была самарянкой по рождению. Жила она в Илиополе Финикийском во времена Римского императора Траяна (89-117 гг.). Отличаясь в молодости редкой красотой и стройностью, Евдокия вела греховную жизнь, торгуя своим телом. Богатые женихи и поклонники приезжали к Евдокии из разных стран, так что она со временем стала очень состоятельной и пользовалась почетом у местных властей.

Господь, желая спасти душу Евдокии от вечной погибели, устроил так, что один престарелый инок по имени Герман посетил местность, где жила Евдокия. Герман имел обычай вслух читать Священное Писание, и Евдокия случайно услышала, когда он читал предсказания о Втором пришествии Христа и о Страшном суде.

Это чтение произвело большое впечатление и смутило Евдокию, так как она поняла, что именно ее, грешницу, ожидают наказания, предсказанные в Библии. Познакомившись с монахом Германом, Евдокия узнала от него о христианской вере и о загробной жизни. Слова монаха пали на добрую почву. Уверовав во Христа всем сердцем, Евдокия приняла крещение, все свои сокровища раздала бедным и приняла монашеский постриг в ближайшем монастыре.

Живя много лет в этой обители, Евдокия всецело посвятила себя подвигам поста, молитвы и очищения души. С годами она достигла духовной зрелости и была возведена в игуменьи своей обители. Приняв начальственную должность, Евдокия направила свои силы на добрые дела. Она кормила и одевала странников, посещавших ее обитель, исцеляла больных своими молитвами.

Так Евдокия 56 лет подвизалась в добрых делах и иноческих подвигах. В 152 году, при императоре Антонине, она мученически закончила свою праведную жизнь. За распространение христианской веры Евдокию оклеветали в колдовстве и обмане. Без судебного разбирательства ее отвели на место казни и обезглавили.

Так святая Евдокия за свои монашеские подвиги, за добрые дела и за мученическую смерть заслужила себе тройной венец в Царствии Небесном.

Молитва преподобномученице Евдокии

О святая угоднице Божия, преподобномученице Евдокие! Подвигом добрым подвизавшися на земли, восприяла еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобномученице Евдокии Илиопольской

Тропарь, глас 8

Правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову, тленных, и красных, и временных забытием претекла еси, яко Слова ученица: лощением страсти первее умертвивши, страдальчески второе врага посрамила еси. Тем Христос сугубых венцев сподоби тя, славная Евдокие, преподобная страстотерпице, моли Христа Бога спастися душам нашим.


(память 1 марта и 11 ноября по старому стилю)

Родом из Великих Лук, Псковской губернии, святой с юных лет подвизался в Великолуцкой Сергиевой обители. Желая уединенных подвигов, он поселился на острове Зеленом и основал там монастырь. Преподобный Мартирий прославился даром чудотво-рения. Скончался он в глубокой старости в 1603 г.

Молитва преподобному Мартирию, Зеленецкому чудотворцу

О пастырю добрый, наставниче ваш, преподобне отче Мартирие! Услыши еже к тебе ныне приносимое моление наше. Вемы бо, яко духом с нами пребываеши. Ты убо, преподобне, яко имея дерзновение ко Владыце, Иисусу Христу, Богу нашему, и ко Пречестней Богоматери, буди ходатай и молитвенник теплый о обители сей, юже возградил еси, и о нас, недостойных рабех, живущих в ней, еяже ты просветитель сый и начальник, богособранному твоему братству помомощник и заступник, яко да твоим предстательством и молитвами невредимы на месте сем пребудем; от бесов же и злых человек ненаветованны и от всех бед и напастей свободни сохранимся. Всем же отвсюду приходящим во святую обитель твою и молящимся тебе с верою и покланяющимся раце мощей твоих, о еже избавитися от всякия скорби, болезни и напасти, милостивне поспеши, даровати же православным мир, тишину, благоденствие и изобилие плодов земных; и о всех нас теплый предстатель ко Господу и помощник душам нашим буди, еже отпуститися согрешениям нашим и молитвами твоими, святе, избавитися нам вечнаго мучения и сподобитися царствия со всеми святыми, да славу, благодарение и поклонение возсылаем единому Богу, в Троице славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Мартирию, Зеленецкому чудотворцу

Тропарь, глас 2

От юности, богоблаженне, Христа возлюбив, отечество оставил еси и, всех мирских мятежей уклонився, в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси: отонудуже увидив непроходную пустыню, крестовидною зарею показанную желательне ю обрел еси и, в ней вселився, иночествующих собрал еси, и сих ученики своими, яко лествицею восходною на небо, трудолюбно тщался еси возводити к Богу. Емуже молися, богомудре Мартирие, даровати душам нашим велию милость.


(память 1 марта по старому стилю)

Родом из Пергии. Пострадал за Христа вместе со св. мучеником Тривимием при императоре Декии (249-251 гг.). 3а твердое исповедание веры Христовой после различных истязаний святым мученикам были отрезаны головы ножами.


(память 1 марта и 13 июня по старому стилю)

Древность веков стерла следы и детали христианской жизни святой Антонины. Известно только, что она жила в городе Никее Вифинской области (на северо-западном берегу Малой Азии, ныне на территории Турции. В 302 году во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане святая Антонина за отказ принести жертву идолам подвергнута мучениям. После долгих истязаний ее завязали в мешок и утопили в озере.

Тропарь мученице Антонине

Агница Твоя Иисусе Антонина зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовью пожершуюся Тебе: тоя молитвами, яко милостив, спаси души наша.


(память 1 марта по старому стилю)

За веру Христову был сожжен.


(память 1 марта по старому стилю)

Пострадал за веру во Христа вместе со св. Маркеллом. Они были сожжены в огне.


(память 1 марта по старому стилю)

Подвизалась в Сирии. Она происходила от благочестивых родителей и воспитана была в страх Божием. Рано пробудилась в душе ее любовь к Богу. Достигнув зрелых лет, Домнина решилась проводить жизнь девственную, благоугождать Господу постом, бдением, молитвою и другими подвигами.

Святая Домнина поселилась в палатке, ею самой устроенной, в саду при доме ее матери. Она непрестанно источала слезы, питалась только чечевицей, смоченной водой, постоянно молилась, читала Слово Божие и каждое утро и вечер ходила в храм Божий, покрытая с головы до ног покрывалом, чтобы никто не видел ее лица. Имущество матери и братьев было открыто для ее расходов, и она употребляла его на дела благотворительности. Скончалась преподобная Домнина в мире между 450 и 460 гг.


(память 1 марта по старому стилю)

Преподобномученица Анна родилась 5 ноября 1892 года в селе Константинове Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Алексея Макандина. Окончила сельскую школу.

В 1914 году Анна Алексеевна поступила послушницей в Алексеевский монастырь в Москве, располагавшийся в то время на Верхней Красносельской улице. Во все время жизни в монастыре она исполняла послушание на кухне. В 1924 году монастырь был безбожной властью закрыт, и послушница Анна поселилась вместе с монахинями монастыря на квартире; они сохраняли монашеские правила и устав. Зарабатывали они на жизнь шитьем одеял.

В 1930 году власти приняли решение об аресте всех насельников и насельниц закрытых монастырей, и 28 декабря 1930 года послушница Анна была арестована. На вопросы следователя о том, состояла ли она в политических партиях, с кем живет и чем занимается, послушница Анна ответила, что в политических партиях она не состояла и не состоит. Права голоса лишена как монастырская. Вместе с ней живет ее родная сестра и еще три монастырских сестры. Все они занимаются шитьем одеял. «Занимаемую нами квартиру никто не посещал, — сказала она. — Знакомства ни с кем не вели. Добавить к показаниям ничего не могу».

После окончания допроса следователь объявил Анне Алексеевне, что она привлекается к ответственности в качестве обвиняемой в антисоветской агитации.

11 января было составлено обвинительное заключение по делу, в котором сотрудник ОГПУ написал: «Привлеченные по данному делу обвиняемые, бывшие монахи ликвидированных монастырей и подворий... живя скопищами, занимались активной антисоветской деятельностью, выражающейся в организации нелегальных антисоветских "братств" и "сестричеств", оказании помощи ссыльным единомышленникам... антисоветской агитации о религиозных гонениях, чинимых советской властью и распространении всевозможных провокационных слухов среди населения; квартиры их являлись убежищем для всякого рода контрреволюционного элемента».

Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило послушницу Анну к трем годам ссылки в Архангельскую область. По окончании ссылки, в 1934 году она вернулась на родину в село Константиново.

22 февраля 1938 года Анна Алексеевна была арестована по обвинению «в распространении провокационных слухов о скором падении советской власти» и заключена сначала в тюрьму в городе Загорске, а потом в Москве.

Лжесвидетели показали, будто она говорила, что это Господь так наказывает — коммунисты организовали колхозы, православных ограбили, и теперь они работают день и ночь задаром, все идет в пользу коммунистов, за то что люди отреклись от Бога и веруют антихристу. Православные, лучше бросьте работать и идите в церковь молиться Богу.

— Обвиняемая Макандина, за что вы агитировали население в октябре 1937 года? — спросил следователь.

— В октябре я работала на поденной работе. Я вспоминаю случай, когда мы вместе несколько человек шли с работы домой. Разговор был о том, что в колхозах стало жить лучше, что советская власть дала колхозникам счастливую жизнь. Это была частная беседа, но против советской власти я никогда не говорила.

— Обвиняемая Макандина, вы признаете себя виновной в антисоветской агитации, которую вели в декабре 1937 года среди колхозников?

— В декабре я работала вместе с другими. Мы рубили капусту. Разговор был о войне. Я говорила, что на нас идет японец, но так как советская власть стала сильна, то войны не допустят, но что касается разговоров против советской власти, то я их не вела.

— Обвиняемая Макандина, что вы говорили в ноябре 1937 года колхозникам, стоя у своего дома?

— Я точно не помню, в каком месяце, но с колхозниками вечером у моего дома был разговор. Говорили, что теперь против царизма стало жить всем лучше, налоги стали небольшие, всего стало больше. А кроме этого ничего не говорили, а я большую часть времени нахожусь дома.

— Обвиняемая Макандина, признаете ли вы себя виновной в том, что опошляете вождей партии и правительства?

— Я к советской власти враждебно не настроена, я довольна советской властью... и виновной себя в антисоветской агитации не признаю.

На этом допросы были закончены. 8 марта 1938 года Тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Послушница Анна была расстреляна 14 марта 1938 года и погребена в общей безвестной могиле.

Причислена к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]