<-- header__menu -->

Жития святых на Январь

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]


18 января


(память 5 января по старому стилю)

Пострадали за Христа в Никомидии в 303 г. Святой епископ Феопемпт за отказ принести жертву языческим богам был подвергнут жестоким мучениям, во время которых, хранимый благодатью Божией, оставался невредимым.

Предписывая эти чудеса волшебству, нечестивый император Диоклетиан для посрамления святого Феопемпта призвал волхва Феона, который бесовской силой творил чудеса. Его чарами свирепый бык распался на две части, каждая из которых была равна по весу. Дав священномученику Феопемпту ядовитую пищу и видя, что она нисколько не повредила ему, волхв Феона уверовал во Христа и принял крещение с именем Синесий.

За исповедание имя Христова святые мученики были подвергнуты мучениям, затем св. Феопемпту усекли главу, а св. Феона был живым зарыт в землю.


(память 5 января по старому стилю)

Родилась около 270 г. в Александрии. Дочь богатых и знатных родителей, прекрасная собой, она с юных лет помышляла только об угождении Богу. Отказавшись из любви ко Христу вступить в брак, святая все время проводила в посте и молитвах. По смерти родителей св. Синклитикия раздала имущество бедным и, взяв с собой слепую сестру, поселилась в одной гробнице и приняла иночество.

Добродетельная жизнь преподобной привлекла к ней многих дев и жен, приходивших к святой за назиданием. Так образовалось при ней общежитие инокинь, и святая, желавшая подвизаться в безвестности, стала наставницей многих. Некоторые наставления святой сохранились и до наших дней.

В конце жизни преподобную посетила тяжелая болезнь: все тело ее было истощено и покрыто струпьями, но святая терпеливо переносила недуг, продолжавшийся три с половиной года. За три дня до смерти преподобная Синклитикия получила извещение о своей кончине и мирно преставилась около 350 г., на 84-м году жизни.


(память 5 января по старому стилю)

Сын Иемвлая. Жил в IX веке до Р. Х и происходил из колена Ефремова, был современником пророка Илии. Святой пророк Михей обличал израильского царя Ахава за отпадение от Бога в идолопоклонство и предсказал ему гибель в воине с ассирийцами, за что был посажен в темницу, где кормили его только хлебом и водой.

Царь же Ахав отправился на войну, где и был убит согласно пророчеству св. Михея (3 Цар. 22, 8-35). О кончине святого пророка Михея ничего не говорится в Священном Писании. Однако весьма вероятно, что св. пророк Михей умер мученической смертью от кого-либо из мучителей, ибо жена Ахава Иезавелъ, оставшаяся после мужа вдовой, и сын его Охозия, принявший после отца царство, и зять, царь иерусалимский Иорам, — все они не могли чувствовать расположения к предсказавшему погибель Ахава.

В других источниках говорится, что за обличение беззакония св. пророк Михей был убит и брошен в пропасть; ближние св. Михея извлекли его честное тело оттуда и предали погребению в своей земле.


(память 5 января по старому стилю)

Была старшей дочерью греческого анфипата Анфимия. Отказавшись выйти замуж и решив посвятить свою жизнь Богу, святая предприняла путешествие в Иерусалим, а затем в Александрию. По пути, отпустив всех рабов, она тайно переоделась в мужскую монашескую одежду и поселилась в пустыне при болоте.

Через несколько лет св. Аполлинария по откровению свыше вышла из затвора и поселилась в мужском скиту под именем Дорофей. Получив от Бога благодать исцеления недугов, изгнала из своей родной сестры беса. Но он снова вошел в нее и дал ей вид зачавшей женщины, оклеветав при этом блаженного Дорофея. Тогда святая открыла свою тайну родителем своим и второй раз излечила свою сестру.

Вернувшись затем в скит, она через некоторое время преставилась ко Господу, и только тогда братия увидела, что Дорофей — это женщина. От святых мощей преподобной Аполлинарии совершались многие исцеления.


(память 5 января по старому стилю)

Жил в IX в., в благочестивой семье, получил хорошее образование. Во время притеснения от еретиков твердо хранил православную веру. Желая более подвизаться в подвигах, Григорий удалился в Селевкию.

Когда ему исполнилось 20 лет, святой отправился в Иерусалим поклониться его святыням. Там он прожил 12 лет, терпеливо перенося притеснения от арабов и евреев. Оттуда он переселился в Рим, где принял схиму.

До своей кончины преподобный жил в обители на о. Акрите. Святой проводил жизнь подвижническую: ходил босой, вкушал немного хлеба и воды по одному разу через 2 или 3 дня, спал на рогоже, носил одну одежду, жилищем его была яма, где он совершал келейное правило и оплакивал смуты, волновавшие Церковь. Вскоре подвижник затворился в тесной келлии, выходя только для ношения воды для братии. Святой праведник мирно скончался.


(память 5 января по старому стилю)

Жил и подвизался в VI веке. За свою подвижническую жизнь имел от Бога дар исцеления недужных. Преподобный, подобно св. пророку Илии, получал хлеб с небес, который приносил ему Ангел.

Впоследствии св. Фостирий основал монастырь, в котором собралась многочисленная братия. Преподобный присутствовал на одном из Соборов, где явился ревностным защитником Православия. Пожив богоугодно преподобный Фостирий скончался в мире.


(память 5 января по старому стилю)

50 лет подвизался иноком в Синайском монастыре, скончался мирно в IV веке.


19 января


(6 января по старому стилю)

Этот Праздник иначе называется Богоявлением, потому что в этот день было явление Пресвятой Троицы и, в особенности явление Божества Спасителя, торжественно вступившего в Спасительное служение. Праздник Крещения Господня отправляется так же, как праздник Рождества Христова.

Накануне совершаются Царские Часы, Литургия Василия Великого и Всенощное бдение, начинающееся Великим Повечерием. Особенность этого Праздника составляют два великих водоосвящения, так называемые в отличии от малого, ибо малое водоосвящение может совершаться во всякое другое время.

Первое великое водоосвящение бывает накануне праздника в храме, а другое — в самый праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах. Первое, в древности, совершалось для крещения оглашенных и уже, впоследствии, обращено в воспоминание крещения Господня; второе же, вероятно, произошло от древнего обыкновения иерусалимских христиан, в день Богоявления, выходить на реку Иордан и здесь вспоминать крещение Спасителя. Отчего и у нас Богоявленский крестный ход имеет наименование крестного хода на Иордан.

Акафист >>


20 января


(память 7 января по старому стилю)

В Православной церкви установлен обычай на следующий день после великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые послужили ближайшим образом данному событию. «Собор» — собрание верующих для прославления молитвами.

Св. Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. По выражению церковных песнопений, св. Иоанн был «светлою утреннею звездою», которая своим блеском превосходила сияние других звезд и предвещала утро благостного дня.

Господень сродник по Матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса. Он отличался строгой жизнью, носил грубую власяницу, питался акридами и медом диких пчел. В то же время св. Иоанн отличался величайшим состраданием к судьбам своего народа. Скончался мученически, усеченный мечом.

В этот же день вспоминается перенесение десной (правой) руки св. Иоанна Предтечи в Царьград (956 г.), которая была найдена евангелистом Лукой в Севастии.


21 января


(память 8 января по старому стилю)

Родился на о. Кипр. По смерти родителей посетил святые места Палестины, где и поступил в Хозевитскую обитель, находящуюся между Иерусалимом и Иерихоном, настоятелем которой он стал впоследствии.

Много лет он трудился в монастырской хлебопекарне, никогда не носил новых риз, а изготовлял себе одежду из старых тряпок. Преподобный Георгий подавал монахам образец пощения, бдения и телесных подвигов. Он жил на земле, словно бесплотный, совершая много чудес.

Однажды, по молитвам преподобного Георгия, бесплодная пальма стала приносить плоды, в другой раз он воскресил умершего младенца, а перед своей кончиной св. Георгий послал за своим учеником Антонием, чтобы проститься с ним, но тот в это время был занят послушанием и скорбел, что не успеет проститься со своим аввой. Тогда преподобный, узнав об этом духом, просил передать, чтобы Антоний исполнял послушание, обещая подождать его. Когда ученик около полуночи пришел к умирающему старцу, тот был еще жив. Преподобный с любовью благословил ученика, после чего отошел ко Господу.


(память 8 января по старому стилю)

Была родом из Карфагена, жила в царствование императора Феодосия Великого. Приняв христианство, она была поставлена архиепископом Цареградским св. Нектарием диаконисой. Собрав вокруг себя девственниц, святая стала жить с ними, подвизаясь в посте.

Здесь святая, твердыми и долгими подвигами взошла на дивную степень духовного совершенства. Она имела дар пророчества, ибо предузнала и предсказала кончину царя, а также получала и другие откровения Божественных тайн. Святая мирно почила в глубокой старости, около 474 г., причем предсказала время своего к Господу отшествия.


(память 8 августа и 8 января по старому стилю)

Жил в правление императора-иконоборца Льва Армянина. За верность православной вере и поклонение св. иконам ему пришлось перенести от еретиков много скорбей. В 815 г. святитель был сослан в заточение, где и скончался как исповедник.


(память 8 января, в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября по старому стилю и во 2-ю вторую неделю Великого поста)

Принял постриг в Киево-Печерском монастыре при преподобном Феодосии († 1074 г.). Отличался нестяжанием, смирением, послушанием и особенно подвигом молитвы. За свои подвижнические труды святой удостоился от Господа дара изгнания бесов и других чудотворений.

Однажды воры, желая похитить книги святого, были объяты глубоким сном и проснулись, по молитвам святого, лишь через пять дней. Почти целые ночи преподобный проводил без сна в пении и молитве. По приказу князя Ростислава Всеволодовича, он был утоплен в реке за то, что предсказал князю поражение от половцев и гибель, как это вскоре и случилось.

На третий день после кончины, тело его оказалось чудесным образом в его запертой келлии. Нетленные мощи святого почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.


(память 8 января, в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Дальних пещерах почивающих 28 августа по старому стилю и во вторую неделю Великого поста)

Подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIV в. Особенно прославился подвигом воздержания и поста, ночи проводил в молитвах. Преподобный Григорий сподобился от Бога дара чудотворений, все недужные, вкушавшие его пищу с верой, получали исцеления. Его мощи почивают в Дальних пещерах.


(память 8 января по старому стилю)

С юности вступив в монашество, он 75 лет подвизался на пустынной горе в пещере. Преставился в возрасте более 110 лет от роду, в IV веке.


(память 8 января по старому стилю)

Святой Иулиан родился в египетском городе Антиное и, по воле родителей, 18-ти лет вступил в брак с девицею Василисою, но в браке супруги остались девственниками. По смерти родителей своих они устроили две обители — мужскую и женскую, приняли иночество и были настоятелями устроенных ими обителей.

В 313 году св. Иулиан жестоко страдал за веру Христову и мужественным перенесением страданий обратил ко Христу сына своего мучителя — Келсия, а воскрешением мертвого — жену его Мариониллу, которые и приняли св. крещение от пресвитера Антония вместе с воскрешенным язычником, нареченным в крещении Анастасием. После многих мучений все приняли мученический венец, будучи усечены мечом.


(память 8 января по старому стилю)

Пресвитер в Кесарии Каппадокийской. При императоре Диоклетиане и наместнике Кесарии Урване св. Картерий жестоко пострадал за исповедание веры и проповедь об Иисусе Христе. После тяжких мук он умер от удара копьем в 304 г.


(память 8 января по старому стилю)

Пострадал за Христа в Ливии в IV веке. За распространение веры христианской, поношение языческих богов и обличение идолопоклонников святой был предан жестоким мучениям, а после влачим по земле. Тогда и предал он дух свой, разбившись о камни.


(память 8 января по старому стилю)

Пострадал за Христа вместе со св. диаконом Феофилом в Ливии в IV веке. За распространение веры Христовой, поношение языческих богов и обличение идолопоклонников святые были преданы жестоким мучениям. После истязаний они были влачимы по земле и разбились о камни.


(память 8 января по старому стилю)

Был священником Никольской церкви города Юрьева, ревностным наставником своих пасомых. Претерпел мученическую кончину за Христа в городе Юрьеве в 1472 г. от латинян. С ним вместе пострадали 72 мученика и дети.

Святых мучеников латиняне схватили в праздник Богоявления, когда священномученик Исидор совершал освящение воды на реке Омовже. После испытания в вере и отказа православных принять католичество, их потопили в реке. В весенний разлив нетленные тела святые мучеников были найдены в трех верстах от города, вверх по реке, лежащими на берегу, и с честью погребены в Никольской церкви в городе Юрьеве.


(память 6 июня – день погребения, 8 января – день рождения и 23 мая – в Соборе Ярославских святых по старому стилю)

Игумен Покровского монастыря близ Углича; был племянником преподобного Макария Калязинского († 1483 г.).

По смерти родителей 11-летним отроком св. Паисий пришел в обитель своего дяди, который и облек его в иноческие одежды. Под руководством преподобного Макария юный инок проводил жизнь в подвигах послушания, поста и молитвы, занимаясь переписыванием душеспасительных книг.

В 1476 г. по желанию князя Андрея Васильевича преподобный Паисий основал в трех верстах от Углича общежительный Покровский монастырь, в котором и был избран игуменом. Подвизаясь в Покровской обители, преподобный Паисий достиг глубокой старости и скончался в 1504 г. Мощи его, прославленные чудесами, почивают под спудом в Покровской обители.


(память 8 января по старому стилю)

Араб по происхождению. Жил в VIII веке в г. Багдаде и был изготовителем благовонных мазей. Прибыв в возрасте 17-18 лет в Грузию, он стал изучать Священное Писание и часто посещать храмы Божии, а потом принял и святое крещение.

Став христианином, святой Або стал вести строгую подвижническую жизнь, а потом предался безмолвию и лишь через три месяца, в день Пасхи, прервал свое молчание, славя и проповедуя о Воскресшем Христе.

Прибыв в Тбилиси, находившийся под властью магометан, святой стал открыто исповедовать Христа и тем навлек на себя гнев персов. Святого Або заключили в темницу, где Ангел Господень открыл ему о его близкой мученической кончине. 6 января 786 г. (по другим источникам, 8 января 790 г.) святой мученик Або был усечен мечом.

Тело его было сожжено, а кости брошены в реку Куру. Господь по смерти прославил своего мученика. Над местом сожжения его тела появилась звезда, сияющая как лампада и освещавшая весь город, а над рекой был виден столп света, исходящий из воды.


(память в первую субботу после Крещения Господня)

Основатель Спасо-Преображенского Кенского монастыря в Пудожском уезде Олонетской губернии. Скончался преподобный Пахомий ок. 1515 г.


22 января


(память 3 июля, 5 октября (5 свт.) и 9 января по старому стилю)

Святой Филипп (в миру Феодор) происходил из знатного рода бояр Колычевых. Феодор был первенец боярина и его богобоязненной супруги Варвары. С ранних лет Феодор, по выражению жизнеописателя, с сердечной любовью прилепился к богодухновенным книгам, отличался кротостью и степенностью и чуждался забав. По высокому своему происхождению он часто бывал в царском дворце. Его кротость и благочестие оставили сильное впечатление в душе его сверстника, царя Иоанна.

По примеру своего отца, Феодор начал военную службу, и его ожидало блестящее будущее, но сердце его не лежало к благам мира. Против обычая времени он медлил жениться до 30-летнего возраста. Один раз в церкви, в воскресный день, сильно подействовали на него слова Спасителя: “Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть” (Матф. 4, 24). Услышав в них свое призвание к иночеству, он тайно от всех, в одежде простолюдина, оставил Москву и направился в Соловецкую обитель. Здесь в течении девяти лет он безропотно нес тяжкие труды послушника, работал, как простой селянин, то на огороде, то в кузнице и пекарне. Наконец, по общему желанию братии, был поставлен в пресвитера и игумена.

В этом сане он ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, а больше — в нравственном отношении. Он соединил озера каналами и осушил болотные места для сенокосов, провел дороги в местах прежде непроходимых, завел скотный двор, улучшил соляные варницы, воздвиг два величественных собора — Успенский и Преображенский и другие храмы, устроил больницу, учредил скиты и пустыни для желающих безмолвия и сам по временам удалялся в одно уединенное место, известное в дореволюционное время под именем Филипповой пустыни. Он написал для братии новый устав, в котором начертал образ трудолюбивой жизни, запрещающий праздность.

Игумена Филиппа вызвали в Москву для духовного совета, где при первом же свидании с царем, он узнал, что для него назначена кафедра митрополита. Со слезами он умолял Иоанна: “Не разлучай меня с моей пустыней; не вручай малой ладье бремени великого”. Иоанн был непреклонен и поручил архиереям и боярам убедить Филиппа к принятию митрополии. Филипп согласился, но требовал уничтожения опричнины. Архиереи и бояре уговаривали Филиппа не настаивать усиленно на этом требовании из уважения к самодержавию царя и смиренно принять сан. Филипп уступил воле царя, видя в ней Божие избрание.

В первое время святительства Филиппа (1567-1568 гг.) утихли ужасы опричнины, но так было недолго. Опять начались грабежи и убийства мирных граждан. Филипп несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его, но видя, что убеждения помогают, решился действовать открыто.

21 марта (1568 г.) в крестопоклонную неделю, перед началом литургии, митрополит стоял на возвышении посреди храма. Вдруг в церковь входит Иоанн с толпой опричников. Все они и сам царь были в высоких черных шлыках, в черных рясах, из-под которых блестели ножи и кинжалы. Иоанн подошел к святителю со стороны и три раза наклонял свою голову для благословения. Митрополит стоял неподвижно, устремив свой взор на икону Спасителя. Наконец бояре сказали: “Владыка святый! Царь требует твоего благословения”. Святитель обернулся к Иоанну, как бы не узнавая его, и сказал: “В этой одежде странной я не узнаю царя православного, не узнаю его и в делах царства. Благочестивый, кому поревновал ты, исказив таким образом твое благолепие? С тех пор, как светит солнце на небе, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали собственную державу... У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет. Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. Не скорблю о тех, которые, проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святых мучеников; о твоей бедной душе страдаю. Хотя и образом Божиим почтен ты, однако ж, смертный человек, и Господь взыщет все от руки твоей”.

Иоанн кипел гневом, шептал угрозы, стучал жезлом о плиты помоста. Наконец воскликнул: “Филипп! Или нашей державе ты смеешь противиться? Посмотрим, увидим, велика ли твоя крепость”. — “Царь благий, — ответил святитель, — напрасно ты меня устрашаешь. Я пришелец на земле, подвизаясь за истину, и никакие страдания не заставят меня умолкнуть”. Страшно раздраженный, Иоанн вышел из церкви, но затаил злобу до времени.

28 июля, в праздник Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрия, святитель Филипп служил в Новодевичьем монастыре и совершал крестный ход вокруг стен монастыря. Там был и царь, окруженный опричниками. Во время чтения Евангелия, святитель заметил опричника, стоявшего позади царя в татарской шапке, и указал на него Иоанну. Но виновный поспешил снять и спрятать шапку. Тогда опричники обвинили митрополита в том, будто он сказал неправду, с целью унизить царя перед народом. Тогда Иоанн велел судить Филиппа. Нашлись клеветники с ложными обвинениями против святителя, которому не дали возможности изобличить их, и он был осужден на лишение кафедры.

8 ноября, в праздник архангела Михаила, святитель в последний раз служил в Успенском соборе; и он так же, как и в день обличения царя Иоанна Грозного, стоял на кафедре. Вдруг отворились церковные двери, вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному народу объявляли, что митрополит лишается сана. Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами повезли в один из московских монастырей. Говорили, что царь хотел было сжечь исповедника Христова на костре и только по просьбе духовенства определили ему пожизненное заточение. В то же время он казнил многих родственников Филиппа. Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника, Ивана Борисовича Колычева, Грозный послал святителю. С благоговением принял ее святитель Филипп, положил и, земно поклонившись, поцеловал и сказал: “Блажен его же избрал и приял еси Господи”,— и возвратил пославшему. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя, и рассказывал о нем чудеса. Тогда Иоанн велел перевести его в Тверской Отрочь монастырь.

Год спустя царь со всей дружиной двинулся против Новгорода и Пскова и отправил впереди себя опричника Малюту Скуратова в Отрочь монастырь. Святой Филипп за три дня предсказал о предстоявшей своей кончине и приготовился к ней принятием Святых Таин. Малюта с лицемерным смирением подошел к святителю и просил благословения царю. “Не кощунствуй, — сказал ему святой Филипп, — а делай то, зачем пришел”. Малюта бросился на святителя и задушил его. Тотчас же вырыли могилу и опустили в нее священномученика на глазах Малюты (23 декабря 1569 г.) Мощи святителя Филиппа почивали в московском Успенском соборе, который был свидетелем его величайшего подвига.

Акафист >>


(память 9 января по старому стилю)

Первый мученик в армянском городе Мелитине, был воином при императоре Декии (249-251 гг.); пострадал за веру во Христа в 259 г., при императоре Валериане (253-259 гг.).

Обращенный ко Христу своим другом Неархом, по христианской ревности он сокрушил идолов и запечатлел свою веру кровью, быв усечен мечом. Как на Востоке, так и на Западе мученик Полиевкт почитается как хранитель клятв и договоров.


(память 9 января по старому стилю)

Родился в г. Тарсе в благочестивой христианской семье и был воспитан в страхе Божием. В возрасте двадцати лет святой тайно оставил родительский дом и удалился в Авгаровскую обитель близ г. Прусы в Вифииии, где стал проводить строго подвижническую жизнь.

При императоре Льве Армянине претерпел изгнание, а после смерти императора сделался настоятелем Авгаровской обители. После многих трудов и подвигов преподобный Евстратий мирно скончался в IX веке в возрасте 95 лет.


(память 9 января по старому стилю)

Родом из города Силома. Жил при царе Соломоне и сыне его Ровоаме. От лица Божия запретил последнему воевать против десяти колен, отделившихся от потомков Давидовых (3 Цар. 12, 22-24; 2 Пар. 11, 2; 12, 2, 15). Св. пророк Самей вел записи о царствовании Ровоама.


(память 9 января по старому стилю)

Епископ, брат святителя Василия Великого(† 379 г.) и святителя Григория Нисского († 395 г.). В воспитании его принимала большое участие старшая сестра благочестивая Макрина († 380 г.).

Святитель Василий Великий при жизни посвятил св. Петра во пресвитера, а впоследствии он был поставлен епископом Севастии (в Армении). Святитель Петр присутствовал на II Вселенском Соборе в 381 г.


23 января


(память 10 января по старому стилю)

В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию. В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА).

В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. — ректор СПДА.

В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства, С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам.

После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников». Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни. Канонизирован в 1988 г., как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.


(память 10 января по старому стилю)

Родился около 331 г. в Кесарии Каппадокийской, был младшим братом святителя Василия Великого. Святитель Григорий вырос в семье ревностных христиан Василия и Емилии, получил хорошее образование, которое впоследствии было дополнено уроками святителя Василия Великого и самостоятельными научными занятиями. Но не сразу определил он для себя образ жизни.

Однажды в имении его матери совершалось всенощное бдение в честь Перенесения мощей сорока мучеников. Григорий без внимания слушал богослужение, а затем удалился в сад и уснул. Во сне он увидел, что хочет войти в некий сад, но его не впускают светоносные юноши, и, лишь благодаря заступничеству одного из них, ему удалось избежать наказания.

После этого он оставил мирские привязанности, стал усердно посещать храм Божий и вскоре был посвящен во чтеца. Затем он оставил мир и поселился в монастыре, основанном святителем Василием Великим, где и был рукоположен им во епископа г. Ниссы.

Святитель Григорий был ревностным поборником Православия и вместе со своим братом святителем Василием Великим боролся с арианской ересью, за что претерпел различные гонения. В 379 г. святитель Григорий принял участие в Антиохийском Соборе, осудившем ересь не чтивших непорочного девства Божией Матери. В 381 г. святитель Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора в Константинополе против ереси Македония, неправильно изъяснявшего Сущность Святого Духа. На этом Соборе, по его инициативе, был дополнен Никейский Символ Веры. Святитель Григорий был верными истинным пастырем и ревностным исполнителем в делах веры и благочестия. В то же время он был ходатаем и защитником несчастных перед судьями, отличался сострадательностью к нищим, терпеливостью, миролюбием и прямодушием.

Достигнув глубокой старости, он почил о Господе, оставив после себя много полезных и драгоценных для святой Церкви сочинений.


(память 10 января по старому стилю)

Родился при царе Иустине Младшем от благочестивых родителей. Получив образование, он вступил в брак, но в скором времени овдовел. Из любви к Богу преподобный Дометиан принял иночество и стал проводить свою жизнь в подвигах поста и молитвы.

В возрасте 30 лет святой был избран епископом г. Мелитины. Отличаясь мудростью и ревностью по вере, он был сильным в слове и деле и украшал себя «божественными добротами добродетелей и божественным ко Христу повиновением».

Святой много раз был посылаем царем в Персию по делам народного управления и способствовал заключению мирного договора между греками и персами. Как любимец императора Маврикия, он часто получал от него богатые дары, но всегда раздавал их святым церквам и странноприимным домам для пропитания нищих. Бог прославил его при жизни и по смерти чудесами.

Преподобный Дометиан скончался 11 января 601 года.


(память 10 января по старому стилю)

Родом из Рима, он еще в юности переселился в Константинополь, где и получил начальное образование. С юности святой любил посещать храмы Божии и, по смерти родителей своих, употребил свое богатое наследие на строение и украшение церквей и на помощь бедным. Умерщвляя «воздержанием плотские страсти», он украшал житие свое «добротою божественных добродетелей».

За свою высоконравственную жизнь св. Маркиан был посвящен в пресвитера и назначен экономом при великой константинопольской церкви. Святой любил нищету, ходил в ветхой одежде и отказывал себе во всем излишнем. Господь наградил его даром чудотворения. Он именем Христа и молитвой изгонял бесов, исцелял больных. Ходя ночью по улицам и находя никем не призренного мертвеца, святой омывал его и предавал земле. Скончался св. Маркиан во второй половине V века (472-474 г.).


(память 10 января по старому стилю)

Славный ученик преподобного Сергия Радонежского († 1392 г.). Родился в Москве в 1317 г., с юности отличался благочестием и милосердием. На 22 году принял постриг в Рождественском монастыре близ Ярославля, потом перешел к преподобному Сергию и был у него в келейном послушании.

С благословения святого старца он 15 лет находился в затворе и три года в полном безмолвии, жил в дупле старой липы в Комельском лесу у речки Грязовица, затем уединился на реку Нурма. Пять дней он проводил без пищи и только в субботу и воскресенье вкушал немного хлеба и воды. Ради его преображения и вся тварь в округе пребывала в обновлении, звери и птицы были в мире с отшельником.

Преподобный Павел построил храм во имя Святой Троицы и основал монастырь, получивший название Павло-Обнорский. Преподав братии строгий устав и поручив управление обителью ученику своему Алексию, сам он пребывал в уединении на горе, но, как чуткий и добрый пастырь, никогда не отказывал нуждающимся в духовном утешении.

Отошел ко Господу 112 лет от роду, преподав последнее завещание: «Братья, имейте любовь между собою и храните правила монашеской жизни».


(память 10 января по старому стилю)

Подвизался в XIV веке и был сподвижником преподобного Павла Обнорского († 1429 г.). Иноческие подвиги святой начал в обители преподобного Сергия Радонежского, но по любви к уединению удалился в густой лес близ речки Письмы, где впоследствии основал монастырь и после своей кончины был там погребен.

При гробе преподобного Макария совершилось много чудес. Так, в конце XVIII столетия сгорела церковь, под которой был устроен деревянный сруб над могилой преподобного Макария. После пожара на том месте, где находился сруб, не было даже пепла: все это место было покрыто росой. Один любопытный зритель захотел вскрыть надгробие и посмотреть, что там находится. За свою дерзость он был наказан слепотой.


(память 10 января по старому стилю)

Сестра святителя Василия Великого и святителя Григория Нисского, была верной помощницей последнего, весьма много помогая ему в делах церковных. Мирно скончалось в 385 г.


(память 10 января по старому стилю)

Священномученик Анатолий, митрополит Одесский и Херсонский (в миру Андрей Григорьевич Грисюк) родился 20 августа 1880 года в городе Ковеле Волынской губернии в семье уездного казначея. С детства мальчик привык к труду, простому образу жизни, поскольку семья жила очень бедно. Было у Андрея ещё две сестры: Раиса и Мария, впоследствии во многом разделившие его жизненные испытания.

В 1900 году Андрей окончил Волынскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию. Здесь окрепло в нём желание послужить Богу в иноческом чине. В 1903 году его постригли в монашество с именем Анатолий. В этом же году он был рукоположен в иеромонаха.

В 1904 году отец Анатолий окончил Киевскую Духовную Академию, став профессорским стипендиатом. В 1908 году он успешно защищает научную степень магистра богословия, с 1911 года — становится доцентом Академии и возводится в сан архимандрита. Его научный интерес сосредоточился на изучении истории Сирийского монашества до арабского нашествия.

В течении двух лет он работал с древнейшими рукописями в Патриаршей библиотеке в Константинополе, а знание французского, немецкого, английского, греческого и латинского языков позволило ему ознакомиться с новейшими исследованиями на эту тему. В 1912 году архимандрита Анатолия назначают экстраординарным профессором Киевской Духовной Академии. В том же году он был переведён в Москву и назначен инспектором Духовной Академии. В 1913 году архимандрит Анатолий был призван к епископскому служению: состоялась его хиротония во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии. При совершении таинства посвящения присутствовавшии на нём были удивлены чудесным явлением: в момент посвящения на главу новорукополагаемого откуда-то упал сноп света, образуя дивное сияние вокруг головы.

Вскоре епископ Анатолий был назначен на должность ректора Казанской Духовной Академии. И хотя последовал указ от богоборческой власти закрыть все духовные учебные заведения, Владыка лишь формально подчинился ему. Академия, сохраняя учебную программу и прежнюю структуру, занималась как бы частным порядком, как частное учебное учреждение. Но через полтора года чекисты вскрыли присланный епископом Анатолием Патриарху пакет с отчётом о учебной деятельности Академии. Вскоре в марте 1921 года Святитель был арестован. И хотя формально закон нарушен не был, его осудили на год тюремного заключения.

С 1922 года Святитель назначается епископом Самарским и Ставропольским. Но уже в феврале 1923 года его вновь заключили в узы. После выхода из заключения Святителя возводят в сан архиепископа. А через полмесяца за сопротивление обновленческому расколу его вновь арестовали. В застенках ГПУ Владыку жестоко избивали, у него была повреждена челюсть, сломаны два ребра. С тюремной больницы, где он перенёс тяжёлую операцию, Святителя отправили в 1924 году на три года сначала в Полторацк (ныне Ашхабад), а затем в Красноводск (Туркмения), где он пробыл до 1927 года. После отбывания тюремного срока он поселился в Москве.

В своём стоянии за истину он не отошёл от митрополита Сергия (Страгородского) после выхода его «Декларации» 1927 года и оставался его ближайшим помощником.

С 1928 года Владыка назначается архиепископом Одесским и членом Временного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя, митрополите Сергии (Страгородском). 21 октября 1932 года он был возведён в сан митрополита. С 1934 по 1935 годы Святитель временно управляет ещё и Харьковской епархией. Есть свидетельства, что в 1934 (1935?) году Владыка, присутствуя на совещании у епископа Варфоломея (Ремова), вместе с митрополитом Арсением (Стадницким, память 10 февраля) признал дальнейшее следование завещанию старца Алексия Зосимовского (память 19 сентября) — поминать предержащие власти и не отходить от митрополита Сергия — губительным. На глазах у Владыки были уничтожены многие одесские храмы. Сам он преимущественно служил в Успенском Соборе. Вокруг него собиралась религиозно настроенная молодёжь из интеллигенции. Святителю желалось подготовить молодых юношей к иерейскому сану. Владыка по характеру своему был очень мягок, сердечен, добр. Жил он очень скромно, «убогенько». На богослужения в последнее перед арестом время он ходил пешком, опустив глаза и сосредоточенно молясь. Всегда он был спокоен, сохранял мир души.

Последним местом служения Святителя стала Свято-Димитриевская церковь. Все остальные храмы Одессы к этому времени были закрыты. После ареста в 1931 году почти всех одесских священников, Владыка ходил в советские учреждения с просьбою об их освобождении. Его всячески унижали, а затем и самого стали вызывать на ночные допросы в НКВД. Бывало, что даже во время архиерейского богослужения прямо в храм являлись агенты с требованием немедленно пройти на допрос. Владыка твёрдо отвечал, что не прекратит богослужения и явится после его окончания. В ночь с 27 на 28 июля 1936 года Владыку арестовали в Одессе. Власти поспешили вывезти его в Киев. Там его продержали в тяжелейших условиях в тюрьме в течении полугода. В декабре для дальнейшего «следствия» он был отправлен в Москву. В начале 1937 года НКВД объявило приговор: заключение в лагерь сроком на пять лет.

Перед ссылкой на север Владыка был уже почти лишён возможности владеть ногами. Но его отправили общим этапом вместе с уголовными преступниками, которые в дороге обворовывали беспомощного старца. От стоянки до стоянки его гнали пешком, подталкивая в спину прикладами. Когда он терял сознание, бросали в грузовик, затем заставляли снова идти пешком. Так Святитель оказался в Кылтовском Ухто-Печёрском лагере (республика Коми). Здесь его, хронически больного язвой желудка, миокардитом, с больными лёгкими принудили к тяжёлому труду. В документах лагеря о заключённом митрополите значилось: «Работает добросовестно, к инструментам относится бережно. Дисциплинирован. Качество работы удовлетворительно». В июле Владыка заболел воспалением лёгких, но жестокий режим работ не смягчился. Запись охранника сообщает: «Работу выполняет на 62%. По старости работает слабо, но старается». Ещё позднее сообщается, что заключённый «к физической работе не пригоден».

В конце 1937 года Святитель почти потерял зрение. К нему приехала его родная сестра Мария, чтобы хоть чем-то помочь страдальцу. Он просил разрешить ему увидеть её родное лицо хотя бы перед смертью, но и эту малость не разрешили. 10 (23 н. ст.) января 1938 года он умер в больнице Ухто-Печерского концлагеря, скончавшись от пыток. Перед кончиной к Владыке пришли, чтобы отнять нательный крест и Евангелие. Евангелие палачи вырвали, но крест Владыка не отдал и, защищая его хладеющими руками, отошёл ко Господу. Его останки были благоговейно погребены в вечной мерзлоте бывшими с ним в заключении православными, на его могиле они сделали маленький крест из веточек.

Канонизован в 1997 году как местночтимый святой Херсонской епархии Украинской Православной Церковью.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


(память 10 января по старому стилю)

Преподобномученица Арсения, игуменья Шуйская (в миру Анна Гавриловна Добронравова) родилась в 1879 году в селе Шегарском Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии в семье священника. По окончании епархиального училища Анна поступила учительницей в детский приют при Шуйском Воскресенско-Феодоровском монастыре. В её обязанности входило обучать девочек грамоте и рукоделию. В этом же монастыре она приняла монашеский постриг с именем Арсения. После кончины прежней игумении сестры избрали в 1915 году в игумении монахиню Арсению.

Матушка Арсения усердно изучала творения святых отцов, особо пользуясь духовными советами Святителя Игнатия (Брянчанинова). В монастыре она вела тихий уединённый образ жизни, почитала себя ниже всех, часто спрашивала совета у других.

После 1917 года богоборческая власть распорядилась закрыть монастырь, но затем позволила не закрывать с тем требованием, однако, чтобы монахини работали в совхозе. Сочувствовавший им директор совхоза убедил монахинь согласиться на это, пообещав им платить за труд, а работать будут только те, кто сможет. По праздникам сестры не работали, пребывая на молитве в храме. Прежде чем поставить какую-либо монахиню на работу, директор спрашивал разрешения у игумении.

Так довольно безмятежно прожили десять лет насельницы среди бушующего моря безбожия. Но в 1929 году власти прислали распоряжение о закрытии монастыря и недопущении церковных служб и иноческой жизни ни под каким видом. Директор совхоза, не желая принимать участия в разорении обители, уволился и уехал. Монастырь закрыли.

В апреле 1932 года игумения Арсения была арестована. Её обвинили в «противодействиям» власти. Виновной себя матушка ни в чём не признала. В октябре её приговорили к трём годам ссылки в Казахстан. Первое время матушка жила в Алма-Ате, а затем была сослана в Каркалинск. Здесь она приняла схиму с именем Фома.

После окончания ссылки матушка в 1935 году приехала во Владимир. Но в конце июня 1938 года её вновь арестовали по обвинению в участии в «контрреволюционной организации».

В тюрьме матушка тяжело заболела. Она скончалась 10 (23 н. ст.) января 1939 года в больнице Ивановской тюрьмы. «Смерть последовала вследствие падения сердечной деятельности на почве... полного истощения организма», — так написано во врачебном отчёте.

Причислена к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]