<-- header__menu -->

Жития святых на Январь

 
1 января

(память 19 декабря по старому стилю)

Святой мученик Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью и за кончить грешную жизнь покаянием.

Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воздействием умаляются грехи и воцаряются добродетели. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: “А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?” Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности. Вонифатий задумался над ее словами, и все время пути был сосредоточенным.

Приехав в Киликию, в город Таре, Вонифатий оставил в гостинице своих спутников и пошел на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий, по влечению своего сострадательного сердца, бросился к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Тогда судья спросил Вонифатия, кто он. Вонифатий ответил: “Я христианин”, — а затем отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения: били так, что мясо отпадало от костей, вонзали иглы под ногти, наконец, влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим.

Окружавшие судилище люди пришли в возмущение, они стали бросать в судью камни, а затем устремились к языческому капищу, чтобы низвергнуть идолов. На следующее утро, когда волнения несколько затихли, судья распорядился бросить святого мученика в котел с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом. Из ран истекли кровь и молоко; видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа.

Между тем, спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать, предполагая, что он предался легкомысленному времяпровождению. Сначала поиски были безуспешны, но, наконец, они встретили человека, бывшего очевидцем мученической смерти святого. Этот свидетель и привел их туда, где еще лежало обезглавленное тело. Спутники святого Вонифатия со слезами просили у него прощения за неподобные мысли о нем и, выкупив за большие деньги останки мученика, привезли их в Рим.

Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи, а затем построила на месте его погребения храм во имя святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим все свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемнадцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мученика Вонифатия.


(память 19 декабря по старому стилю)
 
Пострадал за Христа в городе Аскалоне в 308 г. при императоре Максимине (305-313 г.) После жестоких мучений был усечен мечом.
 

(память 19 декабря по старому стилю)

Родом из Египта. Вместе со святыми мучениками Илией и Арисом самоотверженно служил в темнице узникам-христианам во время гонения Максимина (305-313 гг.). За это они были схвачены, претерпели тяжкие мучения и были преданы смерти в 308 г.


(память 19 декабря по старому стилю)

Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Провом и Илией при императоре Максимиане, в 308 г. Отправившись для служения христианским узникам в Киликию, святые были схвачены в г. Аскалоне (в Палестине) и подвергнуты жестоким мукам, после которых святой Арис был сожжен, а святые Илия и Пров усечены мечом.


(память 19 декабря по старому стилю)

Пострадал в Кесарии Каппадокийской в начале IV века. За успешное обращение ко Христу язычников после тяжких мучений он был сожжен. Память его чтится вместе с мучеником Тимофеем, диаконом.


(память 19 декабря по старому стилю)

Пострадал за проповедь Евангелия в Мавритании (север Африки) в начале IV в. После многих тяжких мучений был сожжен на костре.


(память 19 декабря по старому стилю)

Был епископом Флорентийским. Жил в VI веке и прославился нестяжательностью, нищелюбием и чудотворениями. При высоком положении он был милостив к людям, мудро управлял паствой, научая любить ближних, заботиться о них и отдавать, при необходимости, и последнее.


(память 19 декабря по старому стилю)

Был сыном благочестивых родителей Агапия и Феодотии, которые воспитали его в страхе Божием. От юности исполненный благодати Божией, он был чудотворцем и целителем.

Первоначально Григорий подвизался в Медиолане в сане диакона. Вскоре Александрийский патриарх Астерий, по откровению свыше, посвятил его во архиепископа Омиритского. Святитель Григорий обратил ко Христу множество народа в Омиритской стране, в том числе и евреев, которым испросил у Бога знамение. После усердной молитвы святителя сделалось землетрясение, и послышался гром, так что все упали от страха. Когда же все встали, то увидели светлое облако, среди которого был виден Господь Иисус Христос в неизреченной славе. Все пали ниц, так как невозможно было смотреть на сияющего Божественным Светом Спасителя. И слышен был глас Господень к евреям: «Ради молитвы епископа исцеляет вас Распятый вашими отцами». После видения евреи ослепли, но как только исповедовали христианскую веру и крестились, то прозрели.

Скончался святой Григорий около 552 г.


(память 19 декабря и 28 сентября по старому стилю)

Родом из Мурома, подвизался в Киево-Печерской обители и скончался около 1188 г. Преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви — три первые перста вместе, а два последние пригнув к ладони.

В период борьбы со старообрядческим расколом (конец ХVII-ХIХ вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения. Некоторые из историков считают, что преподобный Илия и былинный богатырь Илия Муромец — одно и то же лицо.

Акафист >>


2 января


(память 20 декабря по старому стилю)

Иоанн, Кронштадтский Чудотворец, святой и праведный отец наш, родился 19 октября 1829 г. в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Отец его — сельский дьячок Илия Сергиев — с раннего детств воспитал в нем горячую любовь к богослужению.

12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в сан иерея. Вся остальная жизнь отца Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте. В то время среди жителей Кронштадта процветали маловерие и иноверие. Ежедневно отец Иоанн стал бывать в убогих жилищах горожан, беседовал с ними, утешал их, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. Такое необычное поведение молодого священника стало вызывать нарекания и даже нападки на него. Но, с Божией помощью, он победил всех и вся.

"Нужно любить всякаго человека и в грехе его и позоре его", — говорил отец Иоанн, — "не нужно смешивать человека — это образ Божий — со злом, которое в нем".

Скоро открылся в отце Иоанне и дивный дар, который прославил его по всей России и далеко за пределы ее. По молитве отца Иоанна при жизни его совершалось (как и теперь, по его блаженной кончине, продолжает совершаться) множество дивных чудес. Вся верующая Россия потекла к великому и дивном чудотворцу. Тысячи людей ежедневно приезжали Кронштадт, желая видеть отца Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Вместе с письмами телеграммами к отцу Иоанну стали поступать громадные суммы денег на благотворительность. На эти деньги отец Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение — "Дом трудолюбия" со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский монастырь на Карповке

По свидетельству очевидцев и сослуживших отцу Иоанну, во время службы он был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их. Отец Иоанн был замечательным проповедником, причем говорил весьма просто и в каждом слове его чувствовалась какая-то особенная сила, отражавшая силы его собственного духа.

Несмотря на свою необыкновенную занятость, отец Иоанн находил время вести духовный дневник. Его книга "Моя жизнь во Христе" уже вскоре после своего выхода в свет была переведена на несколько иностранных языков. В отношении к нашей родине — России — отец Иоанн явил собою образ грозного пророка Божия. Он говорил: "Если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стерт правосудием Божием с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония"

К тяжелому подвигу служения людям в последние годы жизни отца Иоанна присоединился мучительный недуг — болезнь, которую он кротко и терпели переносил, никому никогда не жалуясь. 20 декабря 1908 г. великий наш праведник мирно отошел ко Господу, заранее предсказав день своей кончины. В погребении отца Иоанна участвовали десятки тысяч людей. Похоронили отца Иоанна в церкви-усыпальнице, специально устроенной для него в подвальном этаже сооруженного им на Карповке монастыря.

Акафисты >>


(память 29 января и 20 декабря по старому стилю)

Святой Игнатий Богоносец имеет особое значение для нас, потому что он близко общался с апостолами, непосредственно от них слышал христианское учение и был свидетелем распространения и развития первых христианских общин. В своих семи письмах он запечатлел для нас апостольскую эпоху.

Святой Игнатий родился в Сирии в последние годы жизни Спасителя. Его жизнеописание повествует, что он был тем отроком, которого Господь взял на руки и сказал: “Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Мф. 18, 3). Богоносцем он назван потому, что, крепко любя Господа, он как бы носил Его в своем сердце. Он был учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Из послания святого Игнатия к смирнянам видно, что он был особенно близок к апостолу Петру и сопровождал его в некоторых его апостольских путешествиях. Незадолго до разрушения Иерусалима в 72 году скончался Евод, один из семидесяти учеников Христовых, и его преемником на Антиохийской кафедре (в столице Сирии) стал Игнатий.

Святой Игнатий управлял Антиохийской церковью в течение 40 лет (67-107 гг..) В особом видении он удостоился увидеть небесное богослужение и услышать ангельское пение. По образцу ангельского мира он ввел на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение из Сирии быстро распространилось в ранней Церкви.

В 107 году во время похода против армян император Траян проходил через Антиохию. Ему доложили, что святитель Игнатий исповедует Христа, учит презирать богатство, хранить девство и не приносить жертву римским богам. Император вызвал святителя и потребовал, чтобы он прекратил свою проповедь о Христе. Старец отказался. Тогда его в оковах послали в Рим, где на потеху народа он был отдан на растерзание зверям в Колизее. По пути в Рим он написал семь посланий, которые сохранились до наших дней. В своих посланиях святой Игнатий просит христиан не пытаться спасти его от смерти: “Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей, чтобы посредством их достигнуть Бога. Я — пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым”. Услышав о мужестве святителя, Траян прекратил гонения на христиан. Мощи его были перенесены в Антиохию, а впоследствии возвращены в Рим и положены в церкви во имя священномученика Климента, папы Римского.

В своем послании к Ефесянам святой Игнатий писал: “Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами. Вера и любовь суть начало и конец жизни. Вера — начало, а любовь — конец, обе же в соединении суть дело Божие. Все прочее относящееся к добродетели от них происходит. Никто исповедующий веру не грешит, и никто стяжавший не ненавидит”.

Молитвы священномученику Игнатию Богоносцу

Молитва первая

О великий угодниче Христов, священномучениче Игнатие! Призри милостивым твоим оком и простри ко Господу теплыя твоя молитвы, и испроси душам нашим оставление прегрешений. Се бо мы, раби Божии (имена), сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе, ходатая милостива ко Владыце и молитвенника за ны, грешныя, призываем, тебе убо просим: не презри нас недостойных, твоея помощи требующих, и исходатайствуй нам вся ко спасению полезная, яко да получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дародателя, Бога Единаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Молитва вторая

О великий святителю Богоносный Игнатие! К тебе припадаем и молим тя, призри на ны грешныя, прибегающия к твоему заступлению! Умоли Господа, да простит нам вся согрешения наша: ты мученически душу твою за веру положил еси, даруй и нам мужество во всем подражати тебе. Ничто в жизни не возмогло отлучити тя от любве ко Господу, ни лестныя обещания, ни прещения, ни угрозы, ниже самыя муки: ты с радостию предстал пред зверьми на смерть лютую и, яко ангел, возлетел еси во обители Отца нашего Небеснаго; и молитва твоя много может пред Господем. Буди же, святый угодниче, предстателем у Господа: за ны, недостойнии рабы твоя; помогай и всем православным христианом святыми твоими молитвами ко всемогущему Богу, да избавит ны от глада, труса, града, бездождия и смертоносных болезней, и да дарует нам здравие и спасение. Буди же нам помощник скорый во всякой скорби, наипаче в час кончины нашея явися нам светлым защитником и ходатаем и умоли Господа сподобитися всем нам, тебе ныне тепле молящимся, получити по христианской кончине Небесное Царствие, идеже вси святии вкупе с тобою вечно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь священномученику Игнатию Богоносцу

Тропарь, глас 4

Апостольских нравов подражателю и престола их снаследниче, архиереев удобрение и мучеников славо, Богодухновенне, на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради и, слово истины исправляя, до крове пострадал еси, священномучениче Игнатие, моли Христа Бога спастися душам нашим.


(память 20 декабря по старому стилю)

Жил в IV веке в Антиохии. Имея жену и дочь, проводил благочестивую жизнь. Будучи адвокатом, он своей справедливостью оказал много добра вдовам и сиротам. По смерти жены св. Филогоний был избран епископом и, обладая хорошим образованием, успешно защищал Православие от нападок еретиков. За это он был почтен похвальным словом святителя Иоанна Златоуста.

В правление императора Ликиния святой явился исповедником Христовой веры. Скончался в мире около 323 г.


(память 20 декабря и 29 августа по старому стилю)

В общей службе преподобным отцам Печерским о нем сказано: «Игнатие пастырю иночествующих и целителю болящих, в недузех наших пособствуй тя почитающим». Скончался в 1435 г. Мощи его почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.


(память 20 декабря и 30 августа по старому стилю)

Происходил из знатного рода и был приближенным Сербского короля Стефана Уроша Милютина. Возгоревшись желанием стать иноком, отказавшись от светской карьеры, святой тайно удалился в Кончульский монастырь св. Николая и был пострижен в иноческий чин с именем Даниила. Подвижническая жизнь инока Даниила была примером для всей братии. Слава его подвигов распространилась и за пределы монастыря.

За свою богоугодную жизнь он был назначен игуменом Хилендарской обители на Афоне. Игуменствовать святому пришлось в тяжелейшее для Святой Горы время, когда изгнанные из Палестины крестоносцы-латиняне, смешавшись с арабами, расхищали и грабили афонские монастыри «не щадя никакой святыни». Св. Даниил мужественно пребывал в Хилендарском монастыре, который перенес и штурм, и осаду, и голод.

Когда на Святой Горе воцарился мир, Даниил сложил с себя игуменство и удалился в келию св. Саввы (в Карее) для полного безмолвия. Но по случаю междоусобной войны святому пришлось вернуться обратно в Сербию. В 1323 году св. Даниил становится архиепископом Сербским. Неустанные заботы и труды о нуждах Церкви и паствы и благолепии храмов отличали его святительское служение.

Св. архиепископ Даниил знаменит не только как благочестивый подвижник, церковный и государственный деятель, но и как просвещенный человек и писатель. Он оставил после себя обширный труд «Жития кралей и Архиепископов Сербских».

Святой Даниил, после 14 лет архиепископского служения, мирно отошел ко Господу 19 декабря 1338 года.


(память 20 декабря по старому стилю)

В восьми верстах от Новгорода-Северского, в селе Ленькове, лежащем на берегу Десны, есть чудотворная икона Пресвятой Богородицы, Спасительницы утопающих. Против самой горы, на которой стоит церковь, на Десне есть опасный водоворот; переплыть его весьма трудно; часто случалось, что огромные барки гибли в нем.

Вдруг явилась здесь икона Божией Матери; пловцы, подъезжая к с. Ленькову, остановились, сошли на берег, пошли в Леньковскую церковь и молились пред явленною иконою Богородицы, да милует и спасает их Спасительница утопающих. Потом пловцы стали бросать жребий, кому оставаться кормчим на барке, прочие же выходят и идут берегом, пока суда не пройдут водоворота. Со времени явления иконы несчастья стали случаться редко.


(память 20 декабря по старому стилю)

Икона Божией Матери, именуемая Новодворскою, писана св. Петром, митрополитом Всероссийским, около 1320 года, тогда, как он был еще на Волыни в монастыре, устроенном им на реке Рати, на урочище, называемом Новый Дворец, ныне не существующем. Во время гонения на православие от униатов, когда они напали на Новодворский монастырь, тамошний иеромонах Иаков перенес ее в Черниговский Успенский Елецкий монастырь.

Когда же устроился монастырь Суражский при городе Сураже, преосвященный Антоний Стаховский отдал сию икону строителю монастыря Симеону. В соборной церкви сего монастыря, теперь уже не существующего, стояла святая икона Новодворская. В 1677 году 14 августа икона перенесена была из старой церкви в новую в крестном ходе пред литургиею. Св. Димитрий Ростовский, прибывший в это время на поклонение чудотворному образу, рассказывает, что 16 августа Никодим, епископ Целерский, оглашал в церкви после обедни чудеса, бывшие от иконы Богоматери.


3 января


(память 24 августа, 5 октября (5 свт.), 21 декабря по старому стилю)

Святой митрополит Петр родился на Волыни от благочестивых родителей. Двенадцати лет поступил в монастырь.

Достигнув священства, он по благословению своего наставника удалился из монастыря и основал обитель в уединенном месте на берегу реки Рати. Здесь он так прославился подвигами благочестия, что сделался известным всей Волыни. В 1308 году патриарх Константинопольский Афанасий возвел св. Петра на Русскую митрополию. Много трудностей испытал Первосвятитель в годы управления. В страдавшей под татарским игом Русской Земле утверждал истинную веру, призывал враждовавших князей к миролюбию и единству.

В 1325 году свт. Петр по просьбе Иоанна Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, что имело важное значение для всей Русской Земли. Свт. Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. Скончался в 1326 году.

Молитва святому Петру, митрополиту Московскому

О великий святителю, преславный чудотворче, Российския Церкве первопрестольниче, града Москвы хранителю и о всех нас усердный молитвенниче, отче наш Петре! К тебе смиренно припадаем и молимся: простри руце твои ко Господу Богу и помолися за ны, грешныя и недостойныя рабы Его: да пробавит нам милость Свою и низпослет нам вся благопотребная к временному житию и вечному спасению нашему дары благости Его, наипаче же да оградить нас миром, братолюбием и благочестием от всех искушений врага диавола, и дарует нам быти верными чадами твоими, не по имени токмо, но и всем житием нашим. Ей, угодниче Божий! Услыши нас благоутробно, и буди всем нам помощник и заступник во всяких бедах и напастех, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления потребуем, да, при помощи молитв твоих святых, сподобимся и мы, грешнии, кончину благую получити и царствие небесное унаследити, славяще дивнаго во святых Своих Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь святителю Петру, митрополиту Московскому

Тропарь, глас 4

Яже прежде безплодная, земле, ныне веселися: се бо Христос светильника в тебе показа, яве сияюща в мире и исцелевающа недуги и болезни наша. Сего ради ликуй и веселися со дерзновением: святитель бо есть Вышняго, сия соделоваяй.

Тропарь, глас 4 (Перенесение мощей)

Наста днесь всечестный праздник пренесения честных мощей твоих, святителю Петре, веселя изрядно твое стадо, и вернаго императора, и люди, о нихже не оскудевай моляся Христу Богу: от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней и спастися душам нашим.


(память 21 декабря по старому стилю)

Мученица Иулиания, дочь богатых язычников, родилась в городе Никомидии (в Малой Азии) в 286 году. В девятилетнем возрасте отец Иулиании, Африкан, обручил ее знатному и богатому юноше Елевсию, сыну придворного вельможи. Ввиду малолетства обоих брак был отложен до их совершеннолетия. За эти годы Иулиания узнала о христианской вере, поверила и крестилась. Елевсий же продвинулся по гражданской службе и стал правителем Никомидии. Когда приблизилось время брака, Иулиания стала рассказывать своему жениху-язычнику о христианской вере и уговаривать креститься. Когда Елевсий отказался, то и Иулиания отказалась от брака с ним.

Грубый и необузданный в гневе Африкан, узнав, что дочь присоединилась к презираемой им секте христиан и отказала такому завидному жениху, сильно разгневался на нее и стал ее избивать. Иулиания же говорила отцу: «Христа чту, Христа люблю, и мук за Него не страшусь».

Тогда Африкан отдал свою дочь на суд самому Елевсию. Очарованный красотой своей бывшей невесты, Елевсий сначала ласково уговаривал ее отказаться от Христа и выйти за него замуж. Потом, видя ее твердость, начал угрожать ей разными пытками. Но ни обещания мирских благ, ни страх смерти не могли заставить Иулианию отречься от Христа. Ее подвергли жестокому бичеванию, после чего бросили в темницу. Здесь Иулианию ожидало новое испытание: диавол явился ей в виде светлого ангела и стал убеждать ее проявить благоразумие и согласиться на малый компромисс. Догадавшись по речам, что с нею говорит враг рода человеческого, Иулиания помолилась Богу, и диавол со стыдом исчез.

Видя твердость Христовой мученицы и чудеса, совершающиеся при ее пытках, многие жители Никомидии уверовали во Христа. Всех их обезглавили. После этого казнили и святую Иулианию, которой исполнилось тогда 18 лет. Это случилось в 304 году.


(память 21 декабря по старому стилю)

Родом из Мир Ликийских, был пастухом. В гонение Декия бесстрашно исповедал себя христианином, за что претерпел тяжкие мучения, в которых и скончался в 251 г.


(память 2 июня и 21 декабря по старому стилю)

Иулиания была женой Вяземского князя Симеона Мстиславича. После завоевания Смоленска Литвой они разделяли изгнание из родной земли вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем. Великий князь Василий Московский дал им в удел город Торжок. Здесь князь Юрий прельстился красотой Иулиании и любыми путями пытался склонить ее к прелюбодеянию, но все усилия его были тщетны. Тогда во время пира Юрий убил мужа Иулиании, надеясь после этого насильно овладеть ею. Иулиания, защищаясь от насильника, ударила его ножом. Разъяренный Юрий гнался за ней с мечом, отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу. После этого, как пишет летописец “...бысть ему грех и студ велик и с того бежа к Орде, не терпя горького своего безчестия”. Произошло это в 1406 г.

Мучимый совестью от совершенного злодейства, Юрий нигде не мог найти покоя и в конце концов пришел в Веневский Успенский монастырь, где и провел остаток жизни в покаянии и слезах. Раскаявшийся убийца скончался в 1408 г. и стал местночтимым святым.

Весной 1407 г. больной крестьянин увидел, что по реке Тверце плывет против течения тело убиенной княгини и услышал голос, повелевший собрать духовенство и совершить погребение тела у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка. В тот же момент больной исцелился от болезни. Воля святой мученицы была исполнена, и во время погребения многие больные чудесно исцелились. С тех пор ко гробу княгини постоянно приходили люди с верой в благодатную помощь святой.

В 1598 г. один диакон после сорокадневной молитвы и поста решил тайно открыть ее могилу. Но из гробницы вырвался огонь и ожег его лицо, так что долгое время провел он в тяжелой болезни. Голос сказал ему при этом: “не следует видеть тело мое, пока не будет на то воли Божией!” Через два месяца диакон получил исцеление от ожога после молитв у гробницы мученицы. Святая Иулиания наказывает согрешившего, но и исцеляет от болезни после раскаяния.

В 1815 г. разбирали старый Преображенский собор и стала видна часть гробницы. Больные, касавшиеся ее, получали исцеления. 2 июня 1819 г. В соборе был устроен придел в честь святой княгини. Драгоценная рака с мощами ее пребывала в новом Преображенском соборе. В 1918 г. собор закрыли. До 1930 г. мощи покоились в храме Архангела Михаила. С тех пор судьба их неизвестна.

Пречистая Матерь Господа даровала святым женам Руси благодать и силу в исполнении закона материнства во всей его красоте, любви и самоотверженности. Такое материнство возможно на земле лишь при хранении святыни брака — образа единства супругов в любви. К восстановлению этого единства и была призвана Святая Русь. Недаром одной из главных черт древнерусской женской праведности было хранение целомудрия христианского брака, как великого таинства Церкви. Не девственница, а целомудренная жена воспета православной Русью. Благоверные княгини — прежде всего верные жены и помощницы мужу в его трудах.

Хранение святыни брака — один из величайших подвигов человека, и темные силы любыми средствами пытаются разрушить всякий брак, в котором супруги приближаются к восстановлению единства, явленного в жизни святых Петра и Февронии Муромских.

Святая Иулиания — хранительница и защитница целомудрия. Но целомудрие — один из трех обетов, которые дают при монашеском постриге (два других — послушание и нестяжание). Поэтому она являете помощницей всем, кто проводит монашескую жизнь в миру.

Молитва благоверной княгине Иулиане Вяземской и Новоторжской

О блаженная госпоже, преславная Христова мученице, благоверная княгине Иулиание, добре за чистоту подвизавшаяся, ея же ради и божественными дарами обогатившаяся, во временней жизни люте от злокозненнаго врага пострадавшая, утешение же некончаемое от Христа Бога получившая, благими делы и кротостию украсившаяся и кротких землю наследовавшая, благочестно в законе пожившая и вельми ныне чудесы просиявшая! Ты, яже чистоты ради твоея сердечныя, прияла в тя Свет Святаго Духа и была еси всех благих дел сокровище на земли и, сего ради благий конец мученичества улучивши, неизреченнаго света сподоблена еси в вечных кровех Небеснаго селения. Ты, яже со святыми соборами водворяешися и с мученик лики веселишися, помяни и нас, добродетельное твое житие, и страдания твоя мученическая похваляющих, и с духовною радостию почитающих твою память. Призри на ны, волнами житейскими обуреваемыя, да твоими молитвами, добре поживше, диавольских избежим сетей и с тобою вечных благ сподоблены будем. О всеблаженная страстотерпице, всех Владыце и Богу благая и верная рабо явившаяся! Днесь собраннии в храме твоем, к мощем твоим припадающе, умиленно вопием и молим тя: моли с нами и о нас умоляемого от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и подаст нам вся, яже ко спасению и житию нужная прошения, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою милость. Да благодатию Божиею и твоим теплым ходатайством здрави всегда душею и телом пребывающе, славим дивного во святых Бога, не удаляющаго помощи Своея от нас, всегда, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь благоверной княгине Иулиании Вяземской и Новоторжской

Тропарь, глас 2

Благочестне в законе поживши и благими делы украсившися, яко крепкий адамант, явися, целомудренная святая благоверная княгине Иулиание, тленную славу и добротство телесное презревши, злокозненного врага победила еси, целомудрия ради мученическую смерть приняла еси. Сего ради от Христа Бога нетленным и вечным венцем венчавшися, ныне с лики мученик ликуеши и нам велия чудеса, приходящим ко гробу твоему обильно источаеши. Темже ти вопием: молися Христу Богу о всех нас, верою и любовию страдания твоя почитающих.

Кондак, глас 2

Воспоем днесь Благодетеля всех Бога, прославльшаго в России Иулианию богомудрую, да молитвами ея подаст душам нашим грехов оставление и велию милость.

Величание

Величаем тя, святая благоверная княгине Иулиание, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпела еси.

Стихира, глас 6

Целомудренным шествовавши путем, прародительского избежала еси поползновения ко греху, Иулиание всечестная, и яко мученица мужественно благодать прияла еси целити плотския страсти. Но и нас, воспевающих тя, душевных болезней избави к Богу твоими молитвами.


(память 21 декабря по старому стилю)

Сын благочестивых крестьян. Когда Прокопию исполнилось 20 лет, его хотели женить, но он тайно ушел в город Хлынов Вятской епархии и принял на себя подвиг юродства, безропотно перенося голод и наготу, холод и зной, насмешки и озлобления от людей. Господь прославил его даром прозорливости и чудес. Он неоднократно предсказывал выздоровление или смерть болящих, пожары и другие несчастья и утешал невинно страждущих. Сохранив свое тело и душу в чистоте, блаженный Прокопий скончался в 1627 или 1628 г.


4 января


(память 22 декабря по старому стилю)

Святая великомученица Анастасия Узорешительница (ок. 304 г.) пострадала во время правления римского императора Диоклитиана (284-305 гг.).

Родилась в Риме, в семье сенатора Претекстата. Отец был язычник, мать Фавста — тайная христианка, которая поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону (ок. 304 г.; память 22 декабря). Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению закона Божия. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту.

В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, — умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Ее учитель и наставник два года томился в заключении. Встречаясь с ним, она назидалась его долготерпением и преданностью Спасителю. Муж святой Анастасии, Помплий, узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Святая скорбела, что лишилась возможности помогать христианам. После смерти отца Анастасии Помплий, чтобы завладеть богатым наследством, постоянно истязал жену. Святая писала своему учителю: “Муж мой... томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою”. В ответном письме святой Хрисогон утешал мученицу: “Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь”. И предсказал скорую смерть ее мужа. Через некоторое время Помплия назначили послом к персидскому царю. По дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури.

Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан, полученное наследство она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных. Святого Хрисогона отправили в Аквилею (город в верхней Италии) на суд к императору Диоклитиану, — Анастасия последовала за своим учителем. Тело святого Хрисогона после его мученической кончины, по Божественному откровению, было сокрыто пресвитером Зоилом. Через 30 дней после смерти святой Хрисогон явился Зоилу и предсказал о близкой кончине трех юных христианок, живших недалеко, — Агапии, Хионии и Ирины († 304 г.; память 16 апреля). И повелел послать к ним святую Анастасию. Такое видение было и святой Анастасии. Она пошла к пресвитеру, помолилась у мощей святого Хрисогона, затем в духовной беседе укрепила мужество трех дев перед предстоящими им пытками. После кончины мучениц, она сама похоронила их тела.

Святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности, поэтому и названа Узорешительницей. В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая помогала ей в благочестивых трудах.

Стало известно, что Анастасия — христианка, ее взяли под стражу и отвели к императору Диоклитиану. Расспросив Анастасию, Диоклитиан узнал, что она все свои средства истратила на помощь нуждающимся, а золотые, серебряные и медные статуэтки перелила на деньги и кормила многих голодных, одевала нагих, помогала немощным. Император приказал отвести святую к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: “Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему — Христу...” Прежде, чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался. Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией продолжала служить узникам. Вскоре святая Феодотия и три ее сына были преданы мученической смерти анфипатом (начальником области) Никитием в их родном городе Никее (ок. 304; память 29 июля и 22 декабря). Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении. Видя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками, среди которых был и гонимый за веру христиан Евтихиан (ок. 304; память 22 декабря). Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Далеко от берега они пересели в лодку, а в корабле сделали несколько пробоин, чтобы он затонул. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа — святые Анастасия и Евтихиан крестили их. Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещеных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами. Так окончила свой мученический подвиг святая Анастасия Узорешительница.

Тело святой осталось невредимым, — похоронила его благочестивая христианка Аполлинария. По окончании гонений она построила над гробом святой великомученица Анастасии церковь.

Акафист >>


(память 29 июля и 22 декабря по старому стилю)

Пострадала за Христа вместе с тремя своими детьми при императоре Диоклетиане, около 304 г. в Никее. Будучи молодой и богатой вдовой, она проживала в своем имении в Македонии, щедро раздавая богатство на пособие страждущим в темницах христианам и на погребение умершим.

У нее часто гостила св. великомученица Анастасия Узорешительница, утешая ее духовными беседами. Как верная раба Христова, св. мученица Феодотия в узах была отп­равлена вместе со своими детьми в Никею. Ее первенец, св. мученик Евод, за мужественное исповедание Христа был подвергнут сечению розгами на глазах матери, ободрявшей его в мученическом подвиге, а затем все они были брошены в печь, где и скончались.


(память 22 декабря по старому стилю)

Был сыном св. мученицы Феодулии и пострадал за веру во Христа вместе с матерью в Никее при Диоклетиане, около 304 г. За мужественное исповедание Христа был подвергнут сечению розгами до крови на глазах у матери, а потом брошен в разожженную печь, где и скончался.


(память 22 декабря по старому стилю)

Пострадал за Христа около 304 г. Он в одно время с великомученицей Анастасией Узорешительницей был осужден на смерть и чудесно избавлен от потопления силой Божией. Претерпев разные мучения, святой Евтихиан мученически скончался.


5 января


(память 23 декабря по старому стилю)

Пострадал за Христа в числе 10 Критских мучеников (Саторнин, Евпор, Геласий, Евникиан, Зотик, Помпий, Агафопус, Василид и Еварест) при императоре Декии, в III веке. За мужественное исповедание Христа и обличения язычников святые мученики 30 дней подвергались жестоким истязаниям и всяким поруганием, после которых были усечены мечом.


(память 23 декабря по старому стилю)

Был епископом, исповедником Христа при императоре Ликинии (307-324 гг.). Святого Павла били, мучили голодом и наконец за твердость веры сожгли руки раскаленным железом и сослали в заточение на реку Евфрат.

При Константине Великом преподобный Павел присутствовал на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.), на котором был принят Символ веры. По окончании Собора император с почестями принял его участников и приложился к сожженным рукам епископа Павла. После долгих лет управления паствой святитель Павел мирно преставился ко Господу.


(память 23 декабря по старому стилю)

Родом из Пафлагонской страны, из города Плагиона, жил и подвизался в IV веке. Получив хорошее светское образование, он в юности проводил весьма рассеянную греховную жизнь. Затем, раскаявшись, встал на добродетельный путь. Господь, желая испытать св. Нифонта, как золото в горниле, попустил на него искушение, которое состояло в повреждении его ума и продолжалось четыре года. Но святой с терпением и смирением нес это испытание Божие.

Св. Нифонт почти всю жизнь находился в борьбе с нечистыми духами и всегда побеждал их при помощи Божией. Своими подвигами он так угодил Господу, что сподобился дара прозорливости и чудотворения. Прозорливыми очами он видел, как во время смерти души разлучаются с телами, как Ангелы по воздуху несли душу праведного и как темные силы задерживали ее на мытарствах. Видел преподобный также, с какой адской радостью нечистые духи влекли в геенну ожесточенного грешника.

Под старость, прибыв в Александрию, св. Нифонт по особому откровению Божию был избран епископом Кипрским. Святой с прилежанием стал пасти стадо Христово и был отец сиротам и вдовам, безвозмездный врач больным и благодетель немощным. После многих трудов и подвигов скончался святитель Нифонт в мире.


(память 23 января и 23 декабря по старому стилю)

О времени и месте рождения святителя сведений не сохранилось. Известно, что до получения кафедры он был игуменом Благовещенского монастыря близ Новгорода и много потрудился над его благоустройством. В 1299 г. святой был избран новгородцами на кафедру, а в 1300 г. состоялась его архиерейская хиротония. Главной заботой святителя был восстановление и постройка новых храмов. При нем была благоустроена обитель на Валааме. В 1307 г. по слабости здоровья святитель Феоктист удалился на покой в Благовещенский монастырь, где предался подвигу безмолвия. Через непрестанное молитвенное делание, стяжав у Господа много даров и откровений, святитель Феоктист преставился 23 декабря 1310 г.

Святые мощи его прославились многочисленными чудотворениями. Одно из них, особенно поразительное, произошло в 1710 г. Крестьянка Мария, двадцать лет бывшая больной и три года слепой, мгновенно получила исцеление, приложившись ко гробу святителя.

В 1786 г. мощи святителя Феоктиста были перенесены в знаменитый Юрьев монастырь под Новгородом.


6 января


(память 24 декабря по старому стилю)

Святая Евгения родилась в 183 году в Риме. Отец ее, Филипп, был наместником императора Коммода в Египте и жил со своей семьей в городе Александрии. Евгения получила блестящее разностороннее образование. Прекрасная собой, Евгения, однако, от брака уклонялась. От чтения посланий апостола Павла в ней загорелось желание стать христианкой.

Желая посвятить себя Богу, Евгения в возрасте 16 лет переоделась мужчиной и тайно покинула родительский дом, сопровождаемая своими рабами-евнухами Протом и Иакинфом. Выдавая себя за юношу, она обратилась к святителю Еллию с просьбой крестить ее и благословить на монашеский образ жизни. Святитель понял ее тайну, однако крестил ее с мужским именем Евгений. Вместе с нею приняли крещение и ее рабы. После этого святитель всех троих постриг в монашество.

Блаженная дева, скрываясь под монашеским одеянием, преуспевала в обители в строгих монашеских подвигах поста и молитвы. Столь угодны оказались Господу ее подвиги, что Он удостоил ее дара исцеления. Когда через несколько лет преставился игумен монастыря, братия просила Евгению стать их игуменом. Открыв Евангелие, Евгения прочитала: “Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом” (Мф. 20, 26-27). Однако вынуждена была согласиться на игуменство и, взяв эту должность, удвоила свои подвиги. Все, кроме ее бывших рабов, принимали ее за монаха.

Однажды к Евгении обратилась за помощью болящая вдова Мелания, и Евгения исцелила ее крестным знамением. По внушению диавола Мелания озлобилась на Евгению и оклеветала ее в насилии. Евгения должна была предстать на суд к правителю Филиппу, ее родному отцу. Во время судебного разбирательства правитель узнал в обвиненном игумене свою пропавшую дочь Евгению, и Мелания была осуждена за клевету. Найдя ту, которую они так долго оплакивали, родители Евгении прониклись ее духовной красотой, уверовали в Христа и крестились. В скором времени александрийские христиане избрали Филиппа своим епископом. Но недолго епископствовал Филипп. Новый правитель подослал убийц, которые его смертельно ранили, и он скончался в 262 году.

После смерти отца Евгения вместе со своей матерью Клавдией вернулась в свое родовое поместье около Рима. В нем Клавдия устроила странноприимный дом и служила вдовам. Впоследствии, при императоре Галиане (260-268 гг.) она стала мученицей. Осиротевшая римлянка из царского рода, Василла, приняла крещение от Евгении. Ее озлобленный жених пожаловался императору Галлиену на христиан, проповедующих безбрачие. Василла отказалась исполнить приказ императора и вступить в брак. За это ее казнили. Монахи Прот и Иакинф, сподвижники Евгении, были обезглавлены. Когда Евгению повели в храм Дианы для жертвоприношения, храм разрушился. Обвинив Евгению в волшебстве, ее бросили в реку Тибр с камнем на шее. Но веревка развязалась, н Евгения выплыла невредимой. Наконец ее обезглавили 25 декабря 262 г. Так как позже в этот день стали праздновать Рождество Христово, то день памяти святой Евгении перенесли накануне — в Сочельник. Ее мощи хранились в Риме в храме святых Апостолов.

Тропарь преподобномученице Евгении

Агница Твоя Иисусе Евгения зовет велиим гласом: Тебе Женише мой, люблю, и тебе ищущи страдалъчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко милостив, спаси души наша.


(память 24 декабря по старому стилю)

Жил и подвизался в IX в. Будучи воеводой при греческом императоре Никифоре, святой был чудесно спасен от смерти в кровопролитной битве с болгарами. Воздав благодарение Богу за это чудо, святой Николай оставил свой сан и удалился в монастырь.

Приняв святую схиму и усердно послужив Богу, он сделался одним из прозорливых и великих отцов.


(память 24 декабря по старому стилю)

Преподобномученик Иннокентий (Беда) родился в 1881 году в селе Мойсенцы Золотоношского уезда Полтавской губернии в крестьянской семье. Образование получил дома. Поступил в монастырь. В 1908 году был пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона, затем иеромонаха. С началом Первой мировой войны иеромонах Иннокентий переехал в Тверь, где и познакомился с епископом Старицким, викарием Тверской епархии, Петром (Зверевым) и стал его келейником. В Твери отец Иннокентий жил до ареста епископа в 1923 году, после чего он уехал на родину в Полтавскую область. После возвращения из ссылки в Москву епископа Петра отец Иннокентий приехал к нему, а по назначении того на кафедру в Воронеж поехал вместе с ним. Был возведен в сан архимандрита.

Он был арестован по «делу» владыки 17 декабря 1926 года Воронежским ОГПУ и приговорен к трем годам заключения в концлагерь на Соловках. Из заключения архимандрит Иннокентий писал: «Мы по милости Божией пока живы, мое здоровье не совсем порядочное... Одна у нас радость и утешение — это церковь, где находим абсолютный душевный покой, забываются все жизненные невзгоды далекого севера. В церковь имеем возможность ходить почти ежедневно. Вот тут в уголке, в тиши молитвенно и вспоминаются лица, с которыми так или иначе приходилось в жизни встречаться; и когда всех вспомнишь, легко, легко на душе станет, уходишь из храма обновленным и ободренным».

Писал он это 2 сентября 1927 года, а в октябре тяжело заболел, причем состояние его здоровья ухудшалось стремительно. В декабре он соборовался. Он исхудал до неузнаваемости, силы таяли, не было сил говорить. Но дух его был бодр и мирен. Архимандрит Иннокентий умер 6 января 1928 года, накануне праздника Рождества Христова, не произнеся ни одного слова ропота, и был погребен на монастырском кладбище неподалеку от церкви преподобного Онуфрия Великого.

Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года.


(память 24 декабря по старому стилю)

Священномученик иерей Сергий Мечёв родился в Москве 17 сентября 1892 года в семье известного священника отца Алексия Мечёва (память 9 июня), настоятеля храма Святителя Николая в Кленниках на Маросейке. Батюшка отец Алексий очень любил своего сына Серёжу и желал иметь его своим преемником, но он не хотел оказывать на него давление и поэтому дал возможность сыну получить светское образование. В 1910 году Сергей окончил гимназию с серебряной медалью и поступил на медицинский факультет Московского Университета. Вскоре он перешёл учиться на словесное отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1917 году.

Во время войны в 1914 году Сергей Алексеевич работал на Западном фронте братом милосердия в одном из санитарных поездов. Там же он познакомился со своей будущей супругой, которая также трудилась сестрой милосердия.

Одновременно с учёбой в Университете Сергий Алексеевич принимал участие в работе студенческого богословского кружка имени святителя Иоанна Златоустого, организованного наместником Чудова монастыря епископом Арсением (Жадановским). На заседаниях кружка читались и обсуждались доклады на различные темы богословского характера.

В 1917 году была создана комиссия по сношению с гражданской властью Русской Православной Церкви. В число членов Комиссии вошёл и Сергей Алексеевич. В этот период ему пришлось часто бывать у Святейшего Патриарха Тихона, который очень его полюбил.

Решение принять священство было связано у Сергея Алексеевича с поездкой в 1918 году в Оптину пустынь, где он получил на это благословение старцев отца Анатолия и отца Нектария.

В 1919 году, по окончании историко-филологического отделения Московского университета, он был рукоположен во диакона, а затем во иерея. Рукополагал его в апреле 1919 года в Даниловском монастыре священномученик архиепископ Феодор (Поздеевский, память 10 октября).

Служил он рядом с отцом в храме на Маросейке. Этот приход называли «мирским монастырём», — имя в виду не монастырские стены, а паству-семью, связанную узами любви и единым духовным руководством. Послушание духовному отцу, очищение совести покаянием («сущность исповеди есть самопосрамление, исповедь есть страдание кающегося и сострадание ему священника», — говорил отец Сергий), частое причащение, ежедневные уставные службы (обедни на Маросейке начинались в 6 утра, и прихожане могли попасть на работу во время) — всё это создавало условия для подлинной духовной жизни. «Христианство не учение, а жизнь», — часто повторял отец Сергий.

После кончины своего отца батюшки Алексия 27 мая 1923 года, отец Сергий принял на своё пастырское попечение «покаянно-богослужебную семью», как он называл свой приход, и окормлял его до самой своей мученической кончины. «Вы мой путь ко Христу, как же пойду без вас», — писал он в 1930 году своим духовным чадам.

Богослужение отца Сергия отличалось от богослужений батюшки Алексия: в нём не было той растворённости в любви, того покаянного плача, но всё же оно было прекрасно: в нём была строгость, стройность, сосредоточенность. Проповеди его были насыщены волевым началом, так, что, слушая их, нельзя было оставаться только слушателем, а хотелось действовать. Духовных чад привлекала к нему его личность, пламенность веры, требовательная, чуткая и неподкупная совесть, отсутствие всяких поз, знание святоотеческого учения, и, наконец, доброта и отзывчивость.

Предвидя мученический подвиг отца Сергия, старец Нектарий Оптинский как-то так сказал своей духовной дочери о нём: «Ты знала отца Алексея? Его знала вся Москва, а отца Сергия пока знает только пол-Москвы. Но он будет больше отца».

После захвата обновленцами храмов, лишь единичные приходы в Москве сохранили верность Патриарху Тихону, в числе их были Даниловский монастырь и «Маросейка».

Отец Сергий был бескомпромиссный борец за чистоту Православия. После появления «Декларации» 1927 года, он не поминал митрополита Сергия (Страгородского), не принимал он и церковной молитвы за безбожников и богоборцев. В 1929 году батюшку арестовали и сослали; в 1932 году закрыли храм на Маросейке.

Батюшка был сослан на Север, в маленький городок Вологодской области Кадников. Там в 1933 году последовал повторный арест и осуждение на 5 лет лагерей: сначала на Кубенском озере на лесопилке, затем на реке Шелекса, затем в Усть-Пинеге. В 1935 году его переводят в Свирские лагеря, на Лодейное Поле, после этого — перевод под Рыбинск (станция Переборы), на строительство плотины.

В колонии на Шелексе батюшка сильно голодал. Его постоянно обкрадывали уголовные. Духовные дочери, приехавшие навестить его, заметили, что, несмотря на крайнее истощение, в нём исчезла всякая раздражительность, он стал очень мягким, не было ни единого упрёка.

В 1937 году батюшка освободился из лагеря. Он поселился в окрестностях города Калинин и работал в одной из поликлиник. Дома тайно совершал Литургию. К нему постоянно приезжали духовные дети, и он им писал письма: «... Молитесь Господу, просите Его, чтобы снял Он с вас тесноту, замыкание в себе», чтобы получили вы расширенное сердце!» — так он наставлял их.

В это время все единомысленные батюшке архиереи были в лагерях и ссылках. Он же в желании иметь архипастырский покров открыл одному епископу свою церковную позицию и нелегальное положение своей общины. Вскоре этот епископ был арестован: он предал отца Сергия, рассказав на суде то, что было ему открыто на духу как епископу. Отцу Сергию советовали скрыться в Средней Азии, но он отказался оставить своих духовных детей. Около года батюшка скитался без прописки. Летом 1941 года он с некоторыми духовными чадами скрытно проживал в деревне близ Тутаева. Там он каждый день служил Литургию. В связи с всеобщей подозрительностью, возникшей с началом войны, местные жители приняли их за немецких шпионов и выдали НКВД.

7 июля (н. ст.) 1941 года батюшку арестовали и поместили в Ярославскую тюрьму. После 4-х месяцев допросов и пыток, на которых он вёл себя очень мужественно, стремясь, чтобы никто из общины не пострадал, в ночь на 24 декабря 1941 года (6-е января 1942 г. н. ст.) батюшка был расстрелян в тюрьме Ярославского НКВД.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


7 января


(память 25 декабря по старому стилю)

О Рождестве Христа так повествуется у Евангелистов Матфея и Луки. Император Август решил провести перепись во всем государстве. Мария, обрученная престарелому Иосифу, должна была записаться в том городе, откуда происходил их царственный предок пророк Давид — в Вифлееме. Ночь застала путников в предместье. Гостиницы, которые обычно строились у дороги, были заполнены народом по случаю переписи. Путники нашли прибежище в пещере, куда пастухи загоняли скот во время непогоды. В полночь в пастушечьей пещере произошло неведомое миру событие, которое изменило и определило всю историю мира — Рождество Иисуса Христа. Иудейский народ жил надеждами на исполнение пророчеств, ожидал пришествия Мессии. О Мессии звучали проповеди в храме, о нем рассуждали иудейские старцы в синагогах, о Мессии уже малые дети спрашивали своих родителей, о времени пришествия Мессии беседовали между собой друзья. Весь иудейский народ в ожидании Мессии был похож на натянутую струну. Ожидание Спасителя было всеобщим, оно захватило языческий мир. Римские пророчицы сиквиллы указывали на Иудею. О скором пришествии Спасителя писал Вергилий. О мессианских ожиданиях народа свидетельствуют римские историки. Даже посланцы из дальнего Китая приходили в Палестину, чтобы узнать не родился ли там мудрый царь Израиля — второй Соломон.

Христос пришел на землю. Вифлеем спал глубоким сном. Двери домов были закрыты для Бога-Младенца. Мир принял своего Царя в пещере для скота. Ложем Младенцу служила положенная в ясли охапка сена.

Евангелие говорит о других двух событиях Рождества: о поклонении пастухов и волхвов. Пастухи восприняли весть о Рождестве Христа от ангелов; волхвов привела в Вифлеем звезда. Здесь два вида богопознания: первый — детская непосредственная вера. Это вера простых людей. Вера волхвов — это вера ученых и философов. Через видимый мир, через священные книги они познают Бога.

Праздник Рождества — это праздник мира. По преданию в год Рождества не было войн на земле. Господь принес мир, мир человека с Богом. Он несет мир мятущейся душе и больной совести. В рождественских песнопениях церковь повторяет, как победоносный гимн: “С нами Бог”. Бог с нами на земле, чтобы мы были с Ним в вечной радости.

Акафист >>


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]