<-- header__menu -->

Жития святых на Февраль

 
1 февраля

(память 19 января по старому стилю)

Родился в Египте около 301 года. С любовью и усердием послужил он своим родителям в старости, исполняя заповедь о почитании родителей, и по кончине их сделался совершенно свободным от житейских забот. Под руководством опытного старцаинока преподобный Макарий стал проходить безмолвное иноческое житие и рукоделие. Сначала он поселился в пустынном месте недалеко от селения, где жил, потом преподобный переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне.

Прожив три года в пустыне, он пошел к преподобному Антонию Великому († 356 г.), отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру, и горел желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком. Здесь преподобному Макарию приходилось бороться с бесами день и ночь, и они вопили, что не могут победить его, потому что он имеет великое оружие — смирение.

Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы преподобный Макарий часто посещал великого Антония, получая от наставления в духовных беседах. Вместе с двумя другими учениками преподобного Антония преподобный Макарий сподобился присутствовать при блаженной кончине его, и как некое богатейшее наследие, получил посох преподобного Антония, которым тот поддерживал в дороге свое немощное тело, удрученное старостью и постническими подвигами. Вместе с этим посохом преподобный Макарий принял сугубо и дух Антония Великого, как некогда воспринял таковой пророк Елисей после Илии пророка. Силой его духа преподобный Макарий сотворил многие дивные чудеса. Однажды преподобный Макарий разговаривал с черепом главного языческого жреца, который рассказывал о своих мучениях и о более тяжких и лютых, постигших тех, кто познал имя Божие, но отверг Его и заповеди Его не соблюдал.

По причине множества приходившего к нему народа, преподобный Макарий имел мало времени, чтобы в удалении предаваться богомыслию. Поэтому преподобный выкопал под своей келлией глубокую пещеру, длиной около полстадии, куда и скрывался от постоянно приходящих к нему и нарушающих его богомыслие и молитву. Преподобный Макарий достиг такого дерзновения в хождении перед Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших. Несмотря на такую высоту достигнутого богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение.

В годы царствования императора Валента арианина (364-378 гг.) преподобный Макарий Великий вместе с преподобным Макарием Александрийским подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там, по молитвам святых, получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли святое крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцам возвратиться в свои пустыни. Кротость, смирение и милосердие преподобного преображали души человеческие. 60 лет провел св. Макарий в мертвой для мира пустыне. Более всего времени преподобный проводил в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения. Свой обильный и подвижнический опыт авва претворил в глубокие богословские творения. 50 бесед и 7 подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого. Высшее благо и цель человека — соединение душ с Богом, — основная мысль в творениях преподобного Макария.

Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины († ок. 390-391 г.) ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близким переходе его в блаженные небесные обители. Преподобный начал приготавливаться к своей смерти. Через девять дней преподобному Макарию явился Херувим со множеством Ангелов. Когда святая душа преподобного Макария была взята Херувимом и вознеслась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили, что избежал их св. Макарий.


(память 19 января по старому стилю)

Защитник Православия на Флорентийском соборе (1439 г.), единственный, не принявший унию. Скончался около 1457 г.


(память 19 января по старому стилю)

Преподобный Савва Сторожевский мирно почил о Господе 3 декабря 1407 г. Нетленные мощи его были обретены 19 января 1652 г. и прославились многочисленными чудотворениями. После молебна у гробницы преподобного, напоенный монастырским квасом, исцелился сын боярина Ивана Ртищева. Этот же боярин, с великой верой помолившись перед мощами преподобного, взял того кваса домой, где по молитвам св. Саввы исцелилось несколько слуг боярина.

В 1651 г. чудесным явлением преподобного Саввы был спасен во время медвежьей охоты в звенигородских лесах царь Алексей Михайлович.

В 1812 г., во время Отечественной войны, монастырь был занят 20-тысячным отрядом вицекороля итальянского принца Евгения Богарне и подвергнут ограблению. Преподобный Савва явился в видении принцу Евгению и повелел не расхищать монастырь, обещая, что если тот исполнит просимое, то возвратится в свое отечество целым и невредимым. Устрашенный принц отдал отряду приказ возвратиться в Москву и, согласно предсказанию св. Саввы, остался цел и нигде в сражениях после того не был даже ранен.


(память 19 января по старому стилю)

Родился в 295 г. в Александрии. До сорока лет занимался торговлей, затем принял святое крещение и удалился в пустыню. Через несколько лет подвижнической жизни он был посвящен в сан пресвитера и поставлен настоятелем монастыря, называемого «Келлии», в египетской пустыне между Нитрийской горой и скитом, в котором подвизались в безмолвии монахи-отшельники, каждый отдельно в своей келлии.

Он был самым искренним другом преподобного Макария Египетского († ок. 390-394 г.), вместе с которым в царствование Валента был изгнан из отечества. Оба Макария по своему характеру и образу жизни были весьма похожи друг на друга и имели одного и того же общего учителя и наставника — преподобного Антония Великого († 356 г.), от которого они неоднократно получали наставления для усовершенствования в добродетельной жизни.

Однажды преподобным Макарию Александрийскому и Макарию Египетскому нужно было переправиться через реку Нил на большом пароме, на который взошли также два трибуна (тысяченачальника) со своею пышной свитой из войска, оруженосцев и дружинников, изукрашенных цепями и золотыми поясами. Когда эти трибуны заметили двух преподобных старцев, одетых в ветхие одежды и стоящих в углу, они восхвалили их смиренную и бедную жизнь, и один из тысячников сказал старцам: «Блаженны вы — пренебрегающие миром». Преподобный Макарий Александрийский на это ответил: «Мы, действительно, пренебрегаем миром, а над вами смеется мир. Произнесенное тобой — не по твоей воле, но пророчески, потому что мы оба называемся Макариями, то есть блаженными». Умилившись этими речами преподобного Макария Александрийского, трибун, по возвращении домой, совлек с себя свои одежды и, раздав свое имущество бедным, избрал отшельническую жизнь.

Преподобный Макарий, увеличивая свои подвиги, положил себе за правило не есть ни хлеба, ни варева, кроме жесткого проса или каких-нибудь семян, размоченных в воде. В таком воздержании преподобный прожил семь лет. Затем в течение трех лет в день съедал по небольшому куску хлеба (меньше фунта), равно и воды выпивал такой же мерой, что послужило сильным умерщвлением плоти.

Употребляя все усилия, боролся преподобный и со сном, но после такого подвига говорил для назидания других: «Насколько имел силы, одолел сон, но человеческой природы, требующей сна, я не был в силах одолеть, а потому и должен был повиноваться ей».

Когда преподобного Макария стал весьма сильно искушать бес любодеяния, то он, чтобы преодолеть сего врага, в течение шести месяцев нагим сидел в скитском болоте, подвергая себя укусам множества больших комаров. И когда он вернулся в свою келлию, то только по голосу узнали ученики, что это их авва Макарий.

Услышав об очень строгом уставе жизни тавеннисиотского монастыря, где настоятелем был преподобный Пахомий Великий († 348 г.), преподобный Макарий, скрыв себя под мирской одеждой, в течение всей святой Четыредесятницы не вкушал ни хлеба, ни воды, за исключением небольшого количества сухих листьев капусты в воскресные дни. И это он делал лишь для того, чтобы и другие иноки видели, что он ест и чтобы не впасть ему в грех высокомерия. Преподобный Макарий ночью непрестанно работал и не отдыхал от трудов, ни разу во все время не сел и не лег. Стоял он, не отверзая своих уст, ни с кем не разговаривая, но в молчании всем сердцем своим, вознося молитву к Богу. Увидав такой подвиг преподобного, подвижники того монастыря были посрамлены, ибо возносились умом, гордясь своими подвигами и постом. Преподобный Макарий, показав смирение и преподав всем наставление, возвратился в свое место.

Исконный враг рода человеческого сильно озлобился на преподобного Макария за его строго подвижнический образ жизни, потому стал искушать его ум тщеславием, понуждая отправиться в Рим. Борясь с искушением, святой насыпал мешок песка, взвалил его на себя и долго ходил с этой ношей по пустыне, пока не утомил свое тело, и гордая мысль не оставила его.

Подвижнической жизнью, постом, отрешением от всего земного преподобный Макарий стяжал дар чудотворения и прозрения сокровенных мыслей людей, удостоился многих чудесных видений. Авва Макарий, будучи исполнен Божественной благодати, видел, что бесы, посещая церковное пение и монашеское собрание, над одними насмехались, наводя дремоту или помыслы; над иными же, слабейшими братьями, невнимательными к молитве, они злобно глумились, сидя на их шеях и плечах; от некоторых же иноков, если бесы начинали пред ними делать что-либо непотребное, то внезапно были отгоняемы некоей силой и более ни осмеливались ни останавливаться пред таковыми, ни проходить мимо них.

Преподобный Макарий рассказывал еще другое, более дивное и ужасное, а именно, как один из подвижников святой обители, преподобный Марк, причащался Святых Таин из рук Ангелов, а нерадивые из братии получали, вместо Тела Христова, горящие угли, а преподаваемое иерейской рукой Тело Христово возвращалось обратно в алтарь. От тех же, кто были достойны святого причащения, бесы отбегали далеко. Между тем, около алтаря с иереем стоял Ангел Господень и вместе с иерейской простирал свою руку для раздаяния Божественных Тайн.

Св. Макарий прославился множеством чудес исцеления больных и одержимых бесами. После многих трудов и подвигов преподобный Макарий с миром отошел ко Господу около 394-395 гг., имея сто лет от рождения.

Преподобный Макарий был и церковным писателем, его перу принадлежат «Слово о исходе души», входящее в состав Следованной Псалтири, правило монашеское в 30 главах, письмо к инокам.


(память 19 января и 28 августа по старому стилю)

Подвизался в ХIII-ХIV вв. в Киево-Печерском монастыре. Отличаясь нестяжательностью, великим усердием к храму Божию, кротостью, смирением, постоянно упражняясь в посте и чтении Св. Писания, святой еще при жизни сподобился дара чудотворений. После многих трудов и подвигов преподобный Макарий мирно отошел ко Господу. Тело его было погребено в Дальних пещерах.


(память 19 января и 28 октября по старому стилю)

Подвизался в Киево-Печерской обители в XII в. Мощи преподобного Макария открыто почивают в Ближних пещерах.


(память 19 января по старому стилю)

Была родом из Никомидии и отличалась редкой красотой. Во время гонения на христиан за отказ принести жертву языческим идолам святая после жестоких истязаний была отдана одному воину на осквернение. Св. Евфрасия, назвав себя волшебницей, для испытания ее искусства предложила воину взять меч и ударить ее по шее. От нанесенного удара мученица скончалась, сохранив девственную чистоту. Мученическая кончина св. мученицы Евфрасии последовала в 303 г.


(память 19 января по старому стилю)

Был родом из Палестины, с юности посвятил себя на служение Богу и принял иноческий постриг. За свою строго подвижническую жизнь святитель Арсений был избран первым архиепископом Керкирским. В сане архипастыря он прославился своей мудростью, учительностью и неоднократным заступничеством за невинных перед властями. Святитель Арсений известен и как церковный писатель: им составлен канон на елеосвящение, похвальное слово св. апостолу Андрею и описание страдальческой кончины св. великомученицы Варвары. Скончался святитель Арсений в конце VIII века.


(память 19 января по старому стилю)

Родом из Новгорода, с Торговой стороны. Подражая жизни святых, св. Феодор налагал на себя строгий пост (в среду и пятницу вообще ничего не ел), часто посещал храмы Божии и подавал щедрую милость нищим. Укрепив свои силы такими богоугодными упражнениями, он принял на себя подвиг юродства.

До конца жизни святой соблюдал полную нищету, не имея ни своего угла, ни теплой одежды. Изнуряя себя постом, он всю милостыню, получаемую от почитателей-сограждан, раздавал бедным. По ночам святой обходил новгородские церкви и горячо молился за родной город. По свидетельству летописца, «не раз спасалась его земная родина от предстоявших ей зол молитвами угодника Божия». Обличая взаимную вражду новгородцев, жителей Торговой и Софийской сторон, блаженный делал вид, что враждует с блаженным Николаем Кочановым, который подвизался на Софийской стороне. Когда блаженному Феодору случалось ходить на Софийскую сторону Волховским мостом, то блаженный Николай гнал его на Торговую, то же делал и Феодор, когда заставал Николая на своей стороне.

Однажды св. Николай, узнав, что блаженный Феодор находится на «его» стороне, стал гнать его и преследовать. «Спасаясь» от него, блаженный Феодор побежал по улицам, потом по огородам и наконец по реке Волхову, идя по воде, как по суше. Блаженный Николай продолжал погоню до половины реки, а потом бросил в убегавшего кочан капусты, вырванный перед тем в огороде. Своей мнимой враждой святые напоминали новгородцам неблаговидность их междоусобиц, которые часто оканчивались кровопролитными столкновениями.

Блаженный Феодор получил от Господа дар прозорливости и пророчества. Так он предсказал новгородцам неурожай и пожар, опустошивший улицы Торговой стороны. О времени своей кончины святой был предуведомлен через Ангела Божия и мирно почил 19 января 1392 г. Тело его было погребено у церкви великомученика Георгия на Торговой стороне. Приходившие с верой больные получали здесь исцеления.


(память 19 января по старому стилю)

Родился в Риме в конце XV в. от благочестивых родителей. Воспитанный в строгих религиозных законах, преподобный, покинув Рим с его духовным разладом, достиг Великого Новгорода. Здесь он поступил в Свирский монастырь и принял монашество. По благословению старца преподобный Макарий поселился для безмолвия на островке реки Лензи. В строгих подвигах бдения, поста и беспрестанных молитв, питаясь ягодами и травами, он подвизался немало времени в полном уединении.

Своими подвигами преподобный привлек к месту особую благодать, привлекавшую людей, жаждущих духа наставлений и иноческой жизни и явившуюся то в виде огненного столпа, то в виде благоуханного дыма, распространявшегося по окрестности. Вскоре на месте своих подвигов преподобный Макарий основал обитель, где стал первым игуменом. Управляя монастырем в течение нескольких лет, святой стяжал от Господа дар прозорливости и чудотворения.

Мирная кончина преподобного Макария последовала 15 августа во второй половине XVI в. Тело святого было погребено в построенной им Успенской церкви.


(память 7 мая и 19 января по старому стилю)

Столпник, один из основателей грузинского монашества. Был одним из 12 учеников преподобного Иоанна Зедазнийского, пришедших в Грузию в VI веке и основавших грузинское монашество. По преданию, преподобный Антоний принес в Грузию первый отпечаток на «черепице» с подлинника едесского изображения Нерукотворного Спаса.

Поселился он на уединенной горе, названной в его честь Марткопской, где основал обитель и построил храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Последние 15 лет святой подвизался на столпе. По отшествии ко Господу тело преподобного было погребено в устроенном им храме; на его гробнице произошли многочисленные исцеления.


2 февраля


(память 20 января по старому стилю)

Родился в армянском городе Мелетине от благочестивых родителей-христиан. Супруги долгое время были бездетны и усердно молились Богу о даровании им чада. Господь услы­шал их просьбу, и у них родился сын, которого они обещали посвятить Богу.

Вскоре отец святого умер, и мать, исполняя обет, отдала сына на воспитание своему брату, пресвитеру Евдоксию. Получил образование и воспитание в одном из городских монастырей. Рано принял монашество и был посвящен в пресвитеры с обязанностью надзирать все монастыри города. Но это тяготило душу подвижника, и он на 30-м году жизни удалился в Палестину и поселился в пещере недалеко от Саранской Лавры. Вскоре к нему начали собираться иноки и образовался монастырь, в котором преподобный Евфимий установил строгий устав и порядок иноческой жизни.

Слава о его подвигах и чудесных исцелениях далеко распространилась. К нему стало приходить много паломников, больных и страждущих. Не выдержав людской молвы, святой тайно удалился на высокую гору у берега Мертвого моря и подвизался в пещере. И здесь его нашли нуждающиеся, и он исцелял, утешал страждущих, изгонял бесов. Много иноков, уклонившихся от правого исповедания веры, обратил в православие. Когда он совершал св. литургию, достойные иноки видели, как огонь сходил с неба и окружал святого. Преподобный имел дар пророчества, видел помышления человеческие.

Мирно скончался в возрасте 97 лет (473 г.). Преподобному Евфимию молятся о разрешении бесчадия и о помощи во время голода.

Тропарь преподобному Евфимию Великому

Тропарь, глас 4

Веселися, пустыня нераждающая, благодушствуй, неболящая, яко умножи тебе чада муж желаний духовных, благочестием насадив, воздержанием воспитав добродетелей в совершенство, Того молитвами, Христе Боже, умири живот наш.


(память 20 января по старому стилю)

Пострадал за Христа вместе с мучениками Вассом, Евтихием и Василидом в Никомидии в 303 г. при императоре Диоклетиане. Видя страдания священномученика Феопемпта, епископа Никомидийского († 303 г.; память 5/18 января), эти знатные вельможи уверовали во Христа, за что и приняли мученическую кончину.


(память 20 января и 20 июня по старому стилю)

Святые Инна, Пинна и Римма, славян Малой Скифии, были учениками апостола Андрея. Своей проповедью о Христе они многих язычников из варваров обратили к истинной вере и крестили. Князь варваров, разгневанный на них за это, принуждал их оставить веру Христову и поклониться идолам. Когда же они остались непоколебимыми в вере Христовой, он приказал вбить в лед реки сваи и привязать к ним мучеников. Измученные страшной стужей и напором льда, святые предали души свои Господу. Полагают, что местом их мучений была река Дунай. Время их страданий относят к I веку.

(Первоначально мужские имена Инна, Пинна и Римма в России теперь считаются женскими).

Тропарь мученикам Инне, Пинне и Римме

Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе Бога нашего: имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша.


(память 20 января по старому стилю)

Первоначально подвизался в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. По любви к уединению преподобный оставил монастырь и поселился на реке Сянжме, в 20 верстах от г. Вологды, где основал обитель.

Будучи игуменом монастыря, св. Евфимий проводил истинно подвижническую жизнь, во всем подавая пример братии. После многих трудов и подвигов на пользу монастыря преподобный Евфимий скончался около 1470 года.

Тропарь преподобному Евфимию и Харитону Сянжемским

Тропарь, глас 1

Пустынное и безмолвное житие ваше постнически препроводивше, Христов бо крест на рамо вземше и Того стопам усердно последовавше, на невидимаго врага мужески ополчистеся, и того козни сокрушисте, молитвами и слезами чистотою Богови приближившеся, преподобнии отцы наши Евфимие и Харитоне. Яко солнце, осияваете светозарными лучами чудес ваших, всех нас спасите с верою призывающих вас и творящих честную вашу память, и, яко имущии дерзновение ко Спасу, мир мирови испросите и спастися душам нашим.


(память 20 января и 28 августа по старому стилю)

Подвизался в Киево-Печерском монастыре в ХIII-ХIV вв. Нес трудный подвиг затворничества, упражняясь в посте, молитве и богомыслии. Мощи преподобного Лаврентия почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.

Тропарь преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах

Тропарь, глас 3

Затворивый себе Господа ради в темней пещере, преподобне отче Лаврентие, многолетне и Оному добре в ней угодивый, подаждь и нам от всякаго зла чувствия затворити, и тьмы страстей отвратитися, и светлость получити Царствия Небеснаго.


3 февраля


(память 21 января и 21 июня по старому стилю)

В миру Михаил, родился в 1470 г., происходил из древнего и знатного византийского рода, отличающего благочестием и преданностью православной вере. С 10 лет Михаил проходил обучение классическим наукам у Иоанна Мосхоса на острове Корфу (Керкира). С 1492 г. он продолжил образование в Италии (которая после падения Константинополя стала средоточием греческой образованности), где занимался изучением древних языков, церковной и философской литературы, слышал и о великих богомудрых старцах, подвизавшихся в святогорских обителях. И уже в 1505 г. святой принял постриг с именем Максим в честь Максима Исповедника († 662 г.) в Благовещенском Афонском Ватопедском монастыре.

В марте 1515 г. великий князь Московский Василий III отправил на Афон послов с просьбой прислать ему искусного переводчика книг старца Савву. Но так как Савва был стар годами и слаб здоровьем, то святогорские старцы Афона решили вместо него послать в далекую северную страну Московию для выполнения церковного послушания Максима, который также был «искусен Божественному Писанию и годен к толкованию и переводу всяких книг». 4 марта 1518 г. преподобный Максим вместе со своими спутниками прибыл в Москву. Василий III принял гостей с великой честью и назначил местом пребывания их кремлевский Чудов монастырь. Первый труд — перевод Толковой Псалтири, сделанный при помощи русских толмачей и писцов, заслужил торжественное одобрение духовенства и «сугубую мзду» князя, но домой по окончании труда, несмотря на просьбы Максима, отпустили только его спутников.

Преподобный Максим Грек продолжил работу над переводами, сделал опись книгам богатой великокняжеской библиотеки, исправил богослужебные книги: Триодь, Часослов, праздничную Минею, Апостол. Переводческие труды убедили преподобного Максима в важности хорошего знания грамматики и греческой, и славянской. Он признавал подчинение философии богословию и указывал вредные «внешние» светские науки и философские теории, которые ищут наслаждения и покоя в земной жизни, например, философия Эпикура, тогда как надо искать богообщения, «Царствия Божия и правды Его» (Мф. 6, 33). Созерцание Божества, как учил св. Максим, возможно лишь при чистоте сердца, очищении ума и души. Святой учил о вездесущии Божием, о свободе в мире духовном, то есть, человек волен стать подобным Ангелу или демону. Преподобный Максим Грек способствовал просвещению, писал против астрологии и суеверий.

Общение с образованными русскими вельможами познакомило ученого инока с русской церковной, государственной и общественной жизнью. В вопросе о монастырских вотчинах он явился деятельным сторонником «нестяжателей» — последователей преподобного Нила Сорского († 1508 г.), что повлекло за собой вражду с влиятельными в церковной иерархии и при дворе лицами.

Положение преподобного Максима усугубилось при возведении на первосвятительский престол митрополита Даниила, ученика преподобного Иосифа Волоцкого († 1515 г.), еще более оно стало уязвимым, когда преподобный вызвал к себе нерасположение и со стороны великого князя Василия III, которого не одобрил за намерение развестись с женой. Воспользовавшись гневом государя на преподобного, недоброжелатели стали обвинять инока в политической неблагонадежности, и через несколько месяцев, в апреле 1525 г., в царских палатах был созван собор для суда над преподобным Максимом Греком. По приговору собора преподобный был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь, где его заточили в темницу.

Шесть лет провел страдалец в сырой, тесной, смрадной и угарной келлии. Здесь он терпел мучения от дыма, холода и голода и был «от великия тесноты темничныя вельми скорбен очами и ногами», а по временам, приходил в омертвение. Но Господь не оставил страдальца без утешений: явившийся Ангел Божий сказал ему: «Терпи, старец, этими временными страданиями ты избавишься от вечных мучений». Исполнившись духовной радости от этого видения, узник воспел Святому Духу Утешителю канон, который нашли потом написанным на стенах его темничной келлии.

В 1531 г. преподобного Максима опять потребовали на соборный суд. С новым обвинением против него выступил сам митрополит Даниил. На этот раз он начал с политических обвинений, потом выдвинуто было и совершенно нелепое обвинение в колдовстве, за которыми последовали новые обвинения в хульных выражениях, обнаруженных в сделанных им 10 лет назад переводах. На допросе преподобный страдалец вел себя смиренно, кланялся в ноги судьям, просил о прощении, признавал себя виновным в «неких малых описях», происшедших не от ереси или лукавства, а случайно. Но унижение Максима не смягчило его судей, собор отлучил Максима Грека от причащения Святых Таин и в оковах отправил в заточение в Тверской Отрочь монастырь. Здесь преподобный Максим Грек провел более 20 лет. Тверской епископ Акакий был человек добрый и к преподобному Максиму относился милостиво и сострадательно. Об освобождении его и отпущении на родину тщетно просили и святогорская братия, и патриархи Антиохийский и Константинопольский от имени целого собора, и патриарх Иерусалимский. Безуспешны были также просьбы самого преподобного Максима Грека, обращенные к Иоанну IV.

В 1547 г. преподобный Максим написал послание новому митрополиту Макарию, в котором жаловался на то, что его оболгали не за ересь, а за невольные ошибки, допущенные по незнанию языка, он претерпел оковы, дым, голод, холод и, самое тяжкое, лишение причастия. Митрополит Макарий отвечал ему не сам, а через своего протосинкела (должностное лицо при митрополите и в его доме) монаха Алексея «Узы твои целуем, как одного из святых, пособить тебе не можем», ибо «жив связавший его» — митрополит Даниил. Когда преподобному было предложено испросить себе причащение под предлогом смертной болезни, то для святого инока этот лукавый совет был неприемлем. Великий страдалец уже не просил о дозволении вернуться на Афон и даже о возвращении в Москву: «Я о возвращении в Москву и житии там не прошу, а только хлопочу о причастии, которое просто всем дается; ни суда ни собора не прощу, а только милости и человеколюбия». Наконец, отлучение от Святых Тайн было снято с преподобного, но свободу ему не вернули.

Митрополит Макарий высоко ценил сочинения ученого грека. И когда готовился Стоглавый Собор, то к суждениям ученого богослова прислушивались и митрополит с иерархией, и царь, и лица при дворе Влияние писаний преподобного Максима сказалось на деяниях и постановлениях Стоглавого Собора. С ходатайством об облегчении участи преподобного узника выступил тогда новопоставленный игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий. И это ходатайство возымело успех. Произойти это могло лишь в 1551 г., когда в течение полугода Артемий был игуменом Троицкой обители.

В 1553 г. царь Иоанн IV, отправляясь по обету в Кириллов монастырь на богомолье, посетил преподобного Максима Грека, который в беседе с царем посоветовал ему заменить обет богомолья более богоугодным делом — заботой о семьях павших под Казанью воинов. Царь смиренно выслушал совет преподобного, но последовать ему не захотел. Тогда святой через князей и царского духовника велел ему передать: «Если не послушаешься меня, советующего тебе по Бозе, забудешь кровь мучеников и избитых погаными за христианство, презришь слезы сирот и вдовиц и поедешь с упрямством, то знай, что сын твой умрет по дороге». Несмотря на столь грозное предостережение, царь продолжил свое неблагословенное богомолье, и пророчество святого сбылось. Царевич Димитрий скончался в возрасте 8 месяцев. В 1554 г. преподобного приглашали на Собор по делу о ереси Башкина, но он отказался, боясь, что и его примешают к этому делу. 21 января 1556 г. преподобный Максим скончался в обители Живоначальной Троицы, проведя 38 лет в подвижнических трудах и страданиях на благо Русской Церкви и Вселенского Православия. Умирая, преподобный страдалец трижды осенил себя крестным знамением.

В 1591 г. по благословению патриарха Иова мощи преподобного были освидетельствованы: «И открыша, и пойде от мощей его благоухание, и цело и невредимо тело его, и ризы бяше и мантия, и вся на нем покрывало не истле, и на персех руце его, и десная рука согбена крестом».

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 6-8 нюня 1988 г. преподобный Максим Грек был канонизован для общецерковного прославления на основании святости жизни и чудотворений от него и его святых мощей, а также на основании его широкой почитаемости православным народом как жителя иноческого жития, святого чудотворца. В июле 1996 г. мощи преподобного Максима Грека были обретены у Духовского храма Троице-Сергиевой Лавры.

Тропарь преподобному Максиму Греку

Тропарь, глас 8

Зарею Духа облистаем, витийствующих богомудренно сподобился еси разумения неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российские страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавного претрепев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная. И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою.

Кондак, глас 8

Богодухновенным Писанием и Богословия проповеданием неверствующих суемудрие обличил еси, всебогате, паче же, в Православии исправляя, на стезю истинного познания наставил еси, якоже свирель Богогласная, услаждая слышащих разумы, непрестанно веселиши, Максиме досточудне, сего ради молим тя: моли Христа Бога грехов оставление низпослати верою поющим всесвятое твое успение, Максиме, отче наш.


(память 21 января и 13 августа по старому стилю)

Святой Максим родился в Константинополе от благородных родителей и получил отличное образование. При императоре Ираклии (610-641 гг.) он состоял в числе царских советников. Видя распространение ереси монофелитов (монофелиты отвергали человеческую волю в Иисусе Христе, чем умаляли значение Его крестных страданий), которой заразился и сам император, он оставил царский двор и поступил в монахи в Хрисопольский монастырь. Впоследствии преподобный Максим стал настоятелем этого монастыря.

Глубокомысленный богослов своего времени и строгий защитник Православия, Максим очень умело и успешно доказывал неправильность монофелитской ереси, за что много раз подвергался гонениям со стороны врагов Церкви. Доводы преподобного Максима в пользу Православия были так сильны, что после публичного диспута о вере с монофелитствующим Константинопольским патриархом Пирром, последний отрекся от ереси в 645 году.

Несколько раз его посылали в ссылку и, потом опять вызывали в Константинополь. Еретики от увещаний и обещаний переходили часто к угрозам, поруганию и избиению преподобного Максима. Но он оставался непоколебимым в своих религиозных убеждениях. Наконец ему отрезали правую руку и язык, чтобы он не мог ни словом, ни пером провозглашать и защищать истину. Затем его отправили в заточение на Кавказ. Здесь преподобный Максим скончался 13 августа 662 года, зная заранее время своей кончины.

Преподобный Максим написал много богословских трудов в защиту Православия. Особенно ценны его наставления о духовной и созерцательной жизни, некоторые из которых вошли в «Добротолюбие» (сборник святоотеческих наставлений о подвижнической жизни). В этих подвижнических наставлениях выявляется духовная глубина и проницательность мысли преподобного Максима. От него дошло до нас также объяснение Литургии, имеющее большое богословское значение.

Тропарь преподобному Максиму Исповеднику

Тропарь, глас 8

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих богодухновенное удобрение, Максиме премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная. Моли Христа Бога спастися душам нашим.


(память 21 января по старому стилю)

Был родом из Никеи. Воспитанный своими родителями в строго христианском благочестии, святой еще в отрочестве был прославлен Богом, получив от Него дар чудотворения. Так, однажды десятилетний отрок, ударяя рукой о каменную стену, низвел для своих товарищей воду для питья. В отрочестве к нему явился небесный голубь, блистающий несказанным светом, и человеческим голосом призвал его на путь спасительный. Исполняя волю Божию, св. Неофит оставил родительский дом и удалился в пустыню на гору Олимп, где поселился в львиной пещере и пребывал там до 15-летнего возраста.

Во время гонения на христиан императорами Диоклетианом и Максимианом, в самый праздник всенародного приношения жертвы идолам, св. Неофит, взятый Ангелом Божиим с горы Олимп, был поставлен среди Никейской площади, где стал смело обличать нечестие языческой веры. Повешенный за это на дереве, св. мученик был избит воловьими жилами, тело его строгали железными ножами. Затем он был брошен в раскаленную печь, но святой исповедник оставался в ней невредимым три дня и три ночи. Мучители, не зная что с ним делать, вонзили копье в грудь св. Неофита, и святой страдалец отошел ко Господу на 16-м году своей жизни. Мученическая кончина его последовала в г. Никеи около 303-305 гг.

Тропарь мученику Неофиту

Тропарь, глас 4

Мученик Твой, Господи, Неофит во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзности. Того молитвами спаси души наша.


(память 21 января по старому стилю)

Пострадали за веру Христову в царствование Диоклитиана и Максимиана в 284 г. После истязаний бросили их в раскаленную печь; когда же они вышли из нее невредимыми, им отсекли головы.


(память 21 января по старому стилю)

Был учеником преподобного Максима исповедника, вместе с ним разделивший страдания, он скончался на пути в изгнание в 662 г.


(память 21 января и 5 июля по старому стилю)

Родилась в Риме от благочестивых родителей и была воспитана в христианской вере. В 13 лет она отказала в замужестве сыну начальника области и, не принеся жертву богине Весте, была нагой отправлена в непотребный дом. Но по Божию изволению у нее выросли такие длинные волосы на голове, что покрыли все ее тело как одежда, а в доме встретил ее Ангел Божий и покрыл таким блистающим сиянием, что от этого блеска нечестивые юноши не могли смотреть на нее. Когда св. Агния начала молиться, то увидела перед собой белую одежду, сотканную ангельскими руками.

Юноша, виновник зла, вошел к Агнии и хотел совершить над ней насилие, но пал бездыханным, преданный Ангелом Божиим сатане. По просьбе отца юноши святая дева воскресила своей молитвой умершего, который стал прославлять Бога. И от этого 160 человек уверовали во Христа, крестились, а спустя некоторое время язычники отсекли головы им и воскрешенному юноше.

Тогда св. мученица Агния была предана жестоким мучениям, после которых ей воткнули в гортань меч, от чего она и предала свой дух Господу.

Молясь у гроба св. Агнии, от рук язычников пострадала сверстница ее Эмерентиана, которую похоронили вблизи св. Агнии. Спустя много лет дочь Константина Великого Констанция исцелилась от тяжкой болезни на гробе св. Агнии, устроив в благодарность на месте погребения ее церковь во имя св. мученицы, а затем и девичий монастырь.


(память 21 января по старому стилю)

Икона сделанная из мастики, находится в Ватопедском монастыре на Афоне, Эта икона была пожертвована в Ватопед императором Феодосием Великим (379-395 гг.), который являлся ктитором (то есть устроителем, украсителем) этой обители, поэтому и икона стала называться Ктиторской.

С этой иконой связано следующее чудо. В 862 г. на монастырь напали арабы, и экклесиарх монастыря, чтобы не допустить осквернения святыни, скрыл эту икону под помостом алтаря и зажег перед ней свечу. Сам же он был увезен варварами на остров Крит и семьдесят лет томился в плену. Чудесно избавленный от плена, старец вернулся в родную обитель. По его указанию подняли плиту амвона и нашли икону Богоматери, даже свеча перед ней не погасла.


(память 21 января по старому стилю)

Икона Ватопедская “Отрада”, или “Утешение”, находилась на Афоне в Ватопедском монастыре, который был устроен в царствование Константина Великого.

Около этого монастыря в 395 году, во время сильной бури, упал из корабля в море царевич Аркадий, и все решили, что он утонул. Но когда корабль пристал к Афонской горе, царевича вдруг увидели в прибрежном кустарнике, спокойно спавшего. Проснувшись, царевич рассказал о своем чудесном избавлении от погибели заступлением Божией Матери. От этого монастырю и было дано название Ватопед (куст отрока).

Об этой иконе сохранилось еще следующее сказание: в 807 году, 21 января, шайка разбойников с наступлением рассвета намеревалась ограбить обитель. Но Богородица не допустила совершиться их злодейскому умыслу.

Настоятель этого монастыря во время прочтения утреннего правила услышал от иконы Богородицы голос: “Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на монастырские стены и разгоните разбойников”. Тут игумен увидел, что лики Богородицы и Младенца на ее руках оживились. И Младенец сказал: “Нет, Мати Моя, пусть они будут наказаны”. Богоматерь, стараясь удержать руку Своего Сына, уклонилась лицом от Него направо и повторила свои слова. Пораженный ужасом, игумен собрал братию и рассказал им о случившемся. Тогда все с изумлением заметили, что лица Богоматери и Господа Иисуса изменили свое положение на иконе. Тогда монахи поспешили на монастырские стены и отразили нападение разбойников. С той поры Ватопедская икона Божией Матери сделалась известной под именем “Отрада”, или “Утешение”, и положение лиц осталось в том виде, в каком оно сделалось при голосе, троекратно слышанном игуменом.

Акафист >>


4 февраля


(память 22 и 24 января по старому стилю)

Родился в Персии. Отец его Вав был магом, знаменитым учителем чародейства, который обучил и сына своего. Анастасий, служа воином у персидского царя Хозроя, услышал о Животворящем Кресте Господнем, молва о славе и могуществе которого распространилась по всей Персии. Крестное древо изумляло необычными чудесами, так что многие говорили: «Бог Христианский пришел в Персию».

Прослышав об этом, юноша стал расспрашивать о земной жизни Спасителя, и его сердце коснулась благодать Божия, а в душе затеплился огонь веры. Когда он был послан на войну в Грецию, то, дойдя до г. Халкидона, остался жить у перса-христианина, который наставил его в истинной вере. Придя в Иерусалим, он принял крещение и поступил в монастырь, где подвизался, украшая себя смиренномудрием, кротостью и трудолюбием. После семи лет пребывания в монастыре, в канун праздника Воскресения Христова, ему было открыто, что его ожидает мученическая кончина за Христа.

Придя в Кесарию, св. Анастасий был схвачен воинами, принявшими его за лазутчика. На суде перед ханом Марзаваном он исповедовал себя христианином, за что был закован в железные цепи и отведен на каменотесные работы. Видя, что нельзя поколебать мученика, его предали жестоким мучениям вместе с 70 узниками, среди которых было много христиан. Все они были удушены на берегу реки.

Голову св. Анастасия отрезали и принесли царю, а тело бросили псам, но ни один не прикоснулся к нему. Инок, посланный из Иерусалимского монастыря, где подвизался св. Анастасий, подкупил стражу и похоронил мученика. Мученическая кончина святого последовала в 628 г.


(память 4 января и 22 января по старому стилю)

Родом из ликаонского города Листры, в Малой Азии. Был любимым учеником и неотлучным спутником св. апостола Павла, разделявший с ним труды апостольства, узы и страдания. Вместе со своим учителем проповедовал Христа в Ефесе, Коринфе, различных городах Македонии, Италии и Испании.

Был первым епископом Ефесской церкви и запечатлел свое служение мученической смертью. Видя однажды скверные, постыдные пляски идолопоклонников, святой открыто обличил их нечестие. Разъяренные язычники жестоко избили апостола, попирали его ногами, влачили по городу и замучили до смерти.

Во время своего епископства св. Тимофей получил от св. апостола Павла два послания пастырского характера. В 356 г. честные мощи св. апостола Тимофея были перенесены из Ефеса в Константинополь св. великомучеником Артемием.

Тропарь апостолу Тимофею

Тропарь, глас 4

Благости научився и трезвяся во всех, благою совестию священнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избранного неизреченная и, веру соблюд, равное течение совершил еси, апостоле Тимофее, моли Христа Бога спастися душам нашим.


(память 22 января по старому стилю)

Родом славяне, они пострадали за Христа от болгар-язычников в 9 веке (около 817 г.). С ними еще пострадали 377 верующих. Все приняли мученическую кончину, будучи после многих истязаний усечены мечом.


(память 28 сентября, 22 января по старому стилю и во 2-ю Неделю Великого поста)

Подвизался в Ближних пещерах в XII веке. Иеромонах Афанасий Кальнофийский называет его братом преподобного Тита, пресвитера (память 27 февраля/12 марта). В службе Собору отцов Ближних пещер о св. Анастасии говорится, что он имел такое дерзновение к Богу, что получал все просимое.


(память 22 января и 22 сентября по старому стилю)

Подвизался в начале XVII века, избрав для иноческих подвигов разоренную в то время литовцами Жабынскую пустынь. Проводя дни и ночи в непрестанных трудах и заботах по восстановлению обители, преподобный Макарий собрал в скором времени братию и основал монастырь, где стал игуменом. Подвизаясь в непрерывной борьбе с искушениями от диавола и плоти, преподобный подавал братии пример для подражания. В конце жизни, приняв схиму, старец всецело посвятил себя служению Богу, проводя время в умной молитве и духовных подвигах.

Господь благословил великие труды и подвиги своего угодника, прославив его при жизни и после смерти даром чудотворения. Однажды старец, будучи в лесу, помолившись, ударил посохом по земле, и тот час же на этом месте забил источник воды.

Скончался преподобный Макарий на 84 году жизни в 1623 г. и был погребен вблизи монастырского храма. Много чудес и исцелений совершилось от мощей святого.

Тропарь преподобному Макарию Жабынскому, Белевскому, чудотворцу

Тропарь, глас 4

От мирскаго жития изшед в тихое пристанище жизни иноческия, преподобне Макарие, вшел еси, в нейже добре подвизався, душу твою добродетельми превысокими обогатил еси, и явился еси добр пастырь и учитель иноческому собору, емуже и обитель возградил еси, таже в безмолвие вшед и Боговидения сподобився, ко Господу преставился еси, Иже даром чудес тя обогати. Егоже ныне моли, да спасет верою и любовию почитающих святую память твою.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11]