<-- header__menu -->

Жития святых на Апрель

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]


 
4 апреля
 

(память 22 марта по старому стилю)

Был пресвитером в Анкире Галатийской. Во время широкого распространения арианской ереси он призывал свою паству твердо держаться Православия. За это святой Василий был лишен священнического сана местным арианским собором, но на Палестинском Соборе, где присутствовало 230 епископов, он был восстановлен в сане пресвитера. Святой Василий открыто продолжал свою проповедь, обличая ариан, за что стал жертвой преследования и подвергся истязаниям как человек, якобы опасный для государства.

Когда же в город Анкиру прибыл им Юлиан Отступник (361-363 гг.), св. Василий на суде перед ним мужественно исповедал Христа, а императора обличил за отступничество. Юлиан приказал подвергнуть его страшным мукам. Но весь изрезанный и исколотый раскаленными прутьями, святой остался победителем и, предав душу свою в руки Божии, унаследовал вечный покой. Священномученик Василий скончался 29 июня 362 г.


(память 22 марта по старому стилю)

Была дочерью нечестивого императора Траяна. Она, вместе с другими девственницами-христианками, тайно ночью подбирала тела мучеников и погребала их. По повелению императора, она была схвачена вместе с пятью девами. Увидев святую Дросиду, Траян пришел в ужас и повелел стражам строго охранять ее в забытом помещении, надеясь, что она раскаявшись, исправится. Пятеро же дев были брошены в котел с медью и сгорели в ней.

Св. Дросида, возжелав также мученического венца, сняла с себя знаки своего царского достоинства и тихо вышла из заключения. Идя, она печалилась, что не приняла крещение. Вынув миро, она помазала им все свои члены, а потом вошла в воду ручья, и сама с молитвой крестила себя. После этого она в течение семи дней скрывалась, предавшись строгому посту. На восьмой день, помолившись, св. мученица Дросида добровольно пошла на мучения и была сожжена в печи.


(память 22 марта, 30 мая и 3 августа по старому стилю)

Подвизался сначала в пустыне. Но узнав о гонении императора Валента (364-378 гг.) на православных, преподобный Исаакий пришел в Константинополь, где ревностно боролся за чистоту Православия. Имея от Бога дар пророчества, предсказал императору Валенту бесславный исход похода против готфов. Когда император выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий громко обратился к нему: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!» Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчества. Рассерженный император приказал бросить его в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный с помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император удивился смелости старца, которого приказал держать в заключении до его возвращения.

Предсказание святого исполнилось: преследуемый варварами император обратился в бегство и скрылся в сарае с соломой. Варвары, узнав об этом, сожгли сарай. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия.

Когда на престол был избран царь Феодосий Великий (379-395 гг.), он призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. По совету преподобного Исаакия был созван II Вселенский Собор, на котором святой выступал как решительный противник арианства. Преподобный хотел возвратиться в пустыню, но приближенные императора упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим.

Достигнув глубокой старости, поставил вместо себя игуменом святого Далмата (IV-V вв.; память 3/16 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 г. Его имени посвящен великолепный собор в Санкт-Петербурге.


 
5 апреля
 

(память 23 марта по старому стилю)

Будучи воином, чудесно убедившись в истинности христианской веры, святой крестился от Кизического епископа и с ним остался проводить в пустыне иноческую жизнь. Умирая, епископ поручил ему 190 учеников своих и посвятил его во епископа. Некоторые из братии, видя смирение и кротость, пост и воздержание, всенощные стояния преподобного Никона без сна на молитве и псалмопении, уподобляли его Ангелу Божию.

Во время гонения на христиан императора Декия святой Никон вместе со своими 199 учениками претерпел страшные мучения, сопровождавшиеся чудесными знамениями, и наконец был усечен мечом. Мученическая кончина его последовала в 249-251 гг.


(память 23 марта и 28 сентября по старому стилю)

Первый ученик преподобного Антония Печерского. Преподобный Никон проводил суровую и подвижническую жизнь в Киево-Печерском монастыре. Желая безмолвия и уединения, преподоб-ный Никон с благословения преподобного Антония удалился для подвигов на остров Тмутараканский, где впоследствии был основан монастырь.

Когда преподобный снова возвратился в обитель, то братией был избран ее игуменом. Святой много потрудился над благо-украшением Киево-Печерского монастыря. После долгих богоугодных подвигов преподобный Никон мирно отошел ко Господу в 1088 г. Тело святого было положено в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря.

Тропарь преподобному Никону, игумену Киево-Печерскому, в Ближних пещерах

Тропарь, глас 5

Христова винограда лоза явился еси, Богоблаженне Никоне, гроздие принося Ему — добродетели твоя, и прочиих, к темже наставляя, приводил еси Христу Богу, Емуже, молим тя, молися за души наша.


(память 23 марта по старому стилю)

Родом из Лидии (в Малой Азии). Пострадал за Христа вместе со своим отцом св. мучеником Филитом, матерью св. мученицей Лидией и братом св. мучеником Македоном при императоре Адриане (117-138 гг.) в Иллирике. Брошенные в кипящее масло, святые остались невредимы. Желая скорее соединиться со Христом, мученики сами испросили себе кончину и с молитвой отошли ко Господу.

Мученик Амфилохий был военачальником Иллирии и жестоко мучил христиан. Видя твердость и мужество св. мучеников Фелита, Лидии и чад их, уверовал во Христа и также был подвергнут мучениям, после которых предал душу свою в руки Божии.


(память 23 марта по старому стилю)

Уверовал во Христа, видя твердость и мужество св. мученика Филита, его жены Лидии и двух сыновей. Также был подвергнут мучениям, после которых предал душу в руки Божии († ок. 117-138 гг.).


(память 23 марта, 23 мая (Собор Ростово-Ярославских святых), 6 июня (местночтимый), 10 июня (Собор Сибирских святых) по старому стилю)

Первый прославленный на Сибирской земле святой Василий Мангазейский принял мученическую кончину 23 марта 1600 года и с середины XVII столетия благоговейно почитается за множество чудесных проявлений своей святости — в помощи недужным, скорбящим и бедствующим, прибегающим к его ходатайству перед Богом.

Блаженный Василий, сын благочестивого купца Феодора, родился в Ярославле. По торговым делам он оказался в сибирском городе Мангазее, где поступил приказчиком к одному богатому купцу. С самых юных лет честность его была очевидна всем. Кротость и смирение украшали отрока, а сердце его было исполнено искренней веры в Бога и нелицемерного благочестия. Любовь к молитве заставляла его во время совершения службы оставлять житейские дела и молиться в храме.

Едва Василию исполнилось девятнадцать лет, как Всевышний, видя его добродетели, призвал его к следованию за Собой узким и прискорбным путем.

Как свидетельствует церковное предание, однажды блаженный Василий молился за Пасхальной заутреней, воры разграбили лавку его хозяина. Василия потребовали к ответу. Несмотря на то, что хозяин несколько раз звал его, праведный Василий остался в храме до конца богослужения. Купец, заподозрив его в краже, подверг его в воеводской избе пыткам и истязаниям и наконец убил, ударив в висок связкой ключей. Боясь наказания, тело несчастного зарыли без погребения, но через пятьдесят лет над этим местом стали совершаться знамения. Сохранившиеся списки жития Василия Мангазейского свидетельствуют о многих чудотворениях, бывших по молитвам к этому святому.

Первым гроб святого обрел в 1642 году житель Мангазеи Степан Ширяев, а стрелец Тимофей Сеченов устроил над местом погребения блаженного Василия часовню.

В 1659 году по благословению Тобольского митрополита Симеона было произведено освидетельствование мощей праведного Василия, и с тех пор почитание его как истинного угодника Божия распространилось в Сибири. В 1670 году строитель Туруханского Троицкого монастыря иеромонах Тихон перенес святого Василия в свой монастырь.

В 1703 году высокопреосвяшеннейший Филофей, недавно ступивший на епископскую кафедру, на себе испытал чудесное действие молитв новоявленного страстотерпца и решил перенести мощи Василия Мангазейского из Туруханска в Тобольск. В Петербург было направлено письмо с просьбой о высочайшем на то разрешении, но Петр I наложил на это прошение запрет. Из столицы пришел ответ: “Святых мощей из Туруханского монастыря не переносить”.

И все-таки летом 1719 года мощи были перенесены, но, с учетом монаршей воли, в пределах монастыря. Целую седмицу, бывая в посте и молитве, готовились иноки Троицкого монастыря к этому событию и в назначенный день совершили по чину обряд, водворив мощи в новой просторной церкви, построенной в честь Благовещения Богородицы. Службой правил сам митрополит Филофей, много потрудившийся для прославления святого Василия.. С той поры лень перенесения мощей (10 мая) стал в Туруханском монастыре праздничным.

Но недолго суждено было мощам лежать в покое. Преемник Филофея, митрополит Антоний (Стаховский), распорядился честные останки Василия сокрыть в земле, где они пролежали более шестидесяти лет. Над местом захоронения была возведена часовня.

Божьим милосердием к почитателям памяти святого Василия гроб с его останками через сто сорок лет снова был явлен миру: новая могила мученика и часовня над ней располагались на холме у обрыва; в 1788 году земля с обрыва стала осыпаться и перед очами православного люда предстал гроб Мангазейского чудотворца. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

В конце XVIII века снова возникли препятствия к почитанию святого. Преодолеть их смогла лишь сила любви к праведному Василию. Божьим попущением в конце 1802 года Туруханск поразила страшная эпидемия горячки. Причину Божьего гнева туруханцы увидели в том, что мощи святого Василия были заново сокрыты, службы в его честь прекращены, а иконы мученика вынесены из храма. И возроптал народ. Волнение приобрело такой размах, что потребовалось вмешательство томского губернатора. Весть о событиях в Сибири докатилась и до столицы, до Святейшего Синода, и решено было “оставить почитание в прежнем виде”.

Церковное предание, исторические хроники и официальные акты хранят память о Мангазейском чудотворце и его заступничестве с начала XVII века и до наших дней. Но самым ярким подтверждением непрекращающейся любви к нему является живая память о нем в народе. Особенно благоговейно чтут его православные Сибири. На месте первой могилы святого Василия в Мангазее, где некогда стояла часовня над возникшим из земли гробом, в прежние времена можно было видеть звериные шкуры, принесенные благодарными охотниками. Народности Енисейского и Тюменского Севера и сейчас почитают святого Василия Мангазейского как великого угодника Божия и обращаются к нему с молитвой. Ныне и Церковь наша, поминая его на отпустах, поет Славу угоднику Божию.

Канон святому еще в 1719 году составил митрополит Филофей, тогда же появилась и “Повесть о блаженном страстотерпце Василии”. К концу первой трети XVIII столетия были написаны три службы и несколько поучений на дни памяти праведного Василия.

Одну из первых икон святого написал послушник Тобольского митрополита Павла живописец Лука, по случаю своего чудесного избавления от смерти. Известны изображения Василия Мангазейского во Владимирском соборе Киева, в Новгороде и Москве.

Мощи святого Василия до начала XX века почивали под спудом в Троицком Туруханском монастыре. Сначала днем памяти святого было 22 марта, когда святая Церковь вспоминала соименного ему священномученика Василия Анкирского. В последующее время память блаженного Василия стала совершаться и 10 мая — в память о перенесении его мощей из Мангазеи. Ранее память святому совершалась в монастыре еще и 6 июня, день явления его мощей (по другим источникам, кончина св. Мученика Василия Мангазейского приходится на 4 апреля 1602 года).

Молитва мученику Василию Мангазейскому

Святый мучениче Христов Василие, радости святых единовсельниче, нашех скорбей и печалей пременителю и всякого зла демонскаго губителю, припадая, моли ти ся: прииди в заступление мое, яко да очистится ум мой от деяния греховнаго, понеже лишаются за сие благодати Божия; не имея тверда основания к покаянию, даждь ми умиление душевное и слезы грехоомывательныя, воздеже руце твоя святыя за убогую мою душу ко Господу Иисусу Христу, не остави мене грешнаго, ради моего невоздержания, укрепи мя, бедствующаго душевными помыслы и внешними обуревании, имиже сам себе вина бываю, или от ненавидящих мя вправду, но вся по грехом моим праведно быти исповедаю. Буди ми, малодушному, покровитель и поборник благ и милостив, присещай мя, грешнаго, в скорбех и печалех и сохраняй от всякого смущения противнаго, да не когда прогневаю Бога моего и тебе, смолебника моего благаго, но утверди мя молитвами твоими в страсе Божии и достойна покажи своея всегда милости. Аминь.

Тропарь праведному Василию Мангазейскому, мученику

Тропарь, глас 8

Богатство видев чистыя души твоея, Василие, украсти тщашеся праведных враг, подусти господина твоего, иже покраденнаго ради богатства своего предав тя судии, и от того неповинне многия претерпел еси муки, непобедим пребыв до смерти. Тем, яко приемый венец страдания от всех Владыки, моли всем от напастей свободным быти, чтущим любовию святую память твою.

Тропарь, глас 8 (Перенесение мощей)

От града Ярославля Божиим смотрением в страну Сибирскую пришедшаго и за целомудрие от господина своего в Мангазеи пострадавшаго, блаженнаго Василия почтим, егоже Христос Бог мученическим венцем венча на Небеси, нетлением и чудесы прослави на земли. Ты же, честный страдальче, предстательством своим страну нашу в мире сохрани и молися о спасении душ наших.


Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский)
(память 23 марта по старому стилю)

Преподобноисповедник Сергий (в миру Митрофан Васильевич Сребрянский) родился 1 августа 1870 года в селе Трехсвятском Воронежского уезда Воронежской губернии в семье священника. Через год после рождения сына отца Василия перевели в село Макарий в трех километрах от Трехсвятского. Как и большинство детей священников, Митрофан Васильевич закончил духовную семинарию, однако не стал сразу священником.

Часть образованного общества того времени была настроена против Православной Церкви, и тот, кто горел желанием послужить своему народу и для кого небезразличны были интересы нравственные, уходили в общественные движения, чаще всего социалистические.

Под влиянием народнических идей Митрофан Васильевич поступил в Варшавский ветеринарный институт. Здесь, среди равнодушных к вере студентов, в католической Польше, он стал усердно посещать православный храм. В Варшаве он познакомился со своей будущей женой, Ольгой Владимировной Исполатовской, дочерью священника, служившего в Покровском храме в селе Владычня Тверской епархии; она окончила курс Тверской гимназии, собиралась работать учительницей и приезжала в Варшаву навестить родственников. 29 января 1893 года они обвенчались.

В Варшаве Митрофан Васильевич вновь стал размышлять о правильности выбора своего пути. В душе было пламенное желание служить людям — но достаточно ли ограничиться внешним служением, стать специалистом и помогать народу, крестьянам, всего лишь в ведении хозяйства? Душа молодого человека ощущала неполноту такого рода служения, и он решил вступить на поприще служения священнического.

2 марта того же года епископ Воронежский Анастасий рукоположил Митрофана Васильевича в сан диакона к Стефановской церкви слободы Лизиновки Острогожского уезда. В сане диакона отец Митрофан пробыл недолго. 1 марта 1894 года он был назначен священником 47-го драгунского Татарского полка, а 20 марта епископ Острогожский Владимир рукоположил его в сан священника.

15 января 1896 года отец Митрофан был перемещен на вакансию второго священника к Двинскому военно-крепостному собору и 1 сентября того же года вступил в должность законоучителя Двинской начальной школы. 1 сентября 1897 года отец Митрофан был перемещен в город Орел и назначен настоятелем Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого была Ее Императорское Высочество Великая княгиня Елизавета Федоровна.

С этого времени начался относительно продолжительный период жизни отца Митрофана в Орле.

Летом 1903 года в Сарове состоялось торжественное прославление преподобного Серафима. На этих торжествах был отец Митрофан. Здесь он был представлен Великой княгине Елизавете Федоровне и произвел на нее самое благоприятное впечатление своей искренней верой, смирением, простотой и отсутствием какого-либо лукавства.

В 1904 году началась Русско-японская война. 11 июня 51-й драгунский Черниговский полк выступил в поход на Дальний Восток. Вместе с полком отправился и отец Митрофан. У священника не было ни тени сомнений, ни помыслов уклониться от исполнения своего долга. За семь лет служения полковым священником в Орле он настолько сжился со своей воинской паствой, что она стала для него как одна большая семья, с которой он разделял все тяготы походной жизни. Везде, где представлялась возможность, он со своими помощниками ставил походную церковь и служил.

Во время служения в действующей армии отец Митрофан вел подробный дневник, который печатался в журнале «Вестник военного духовенства», а затем вышел отдельной книгой. Дневник дает полное представление о нем, как о смиренном пастыре, верном своему священническому долгу. Здесь, в условиях походных трудностей, тяжелых боев, где солдаты и офицеры рисковали жизнью, он увидел, насколько русский человек любит свою Родину, с каким смирением отдает за нее свою жизнь, увидел и то, как разрушительно по последствиям и противно действительности описывают столичные газеты происходящее на фронте, как будто это пишет не русская пресса, а неприятельская, японская. Здесь он увидел, насколько глубоко разделился по вере русский народ, когда православные и неверующие стали жить, как два разных народа.

15 марта 1905 года отец Митрофан как опытный пастырь и духовник был назначен благочинным 61-й пехотной дивизии и в этой должности прослужил до окончания войны. 2 июня 1906 года он вместе с полком вернулся в Орел. За выдающиеся пастырские заслуги, проявленные время войны, отец Митрофан 12 октября 1906 года был возведен в сан протоиерея и награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте.

В 1908 году Великая княгиня преподобномученица Елизавета усиленно трудилась над проектом по созданию Марфо-Мариинской обители. Предложения по устроению обители были поданы от нескольких лиц. Подал свой проект и отец Митрофан; его проект настолько пришелся по душе Великой княгине, что именно его она положила в основу устроения обители. Для его осуществления она пригласила отца Митрофана на место духовника и настоятеля храма в обители.

Отец Митрофан привык к служению в Орле, где у него сложились прекрасные отношения с паствой, которой он отдавал все свое время и силы, и ни он не хотел с ней расстаться, ни она с ним. «Бывало, кончишь давать крест после обедни, а народ все идет и идет. С одним побеседуешь, другой просит совета, третий спешит поделиться своим горем — и так тянутся часы... Матушка ждет меня обедать, да только я раньше пяти часов вечера никак из церкви не выберусь», — вспоминал отец Митрофан.

Не смея отказаться от предложения преподобномученицы Елизаветы, отец Митрофан обещал подумать и дать свой ответ позже. На пути из Москвы в Орел он вспомнил родную, горячо его любящую паству и представил, как тяжело будет обоюдное расставание. От этих дум и воспоминаний его душа пришла в смятение, и он решил отказаться от предложения Великой княгини. В тот момент, когда он это подумал, он почувствовал, что у него отнялась правая рука. Он попытался поднять руку, но безуспешно: ни пальцами пошевелить, ни согнуть руку в локте он не смог. Отец Митрофан понял, что это, видимо, Господь его наказывает за сопротивление Его святой воле, и он тут же стал умолять Господа простить его и пообещал, если исцелится, переехать в Москву. Понемногу рука обрела чувствительность, и через два часа все прошло.

Он приехал домой совершенно здоровым и вынужден был объявить прихожанам, что покидает их и переезжает в Москву. Многие, услышав это известие стали плакать и умолять его не покидать их. Видя переживание паствы, добрый пастырь не смог ей отказать, и хотя его настоятельно звали в Москву, он все откладывал с отъездом. Он даже снова решил отказаться и остаться в Орле. Вскоре после этого он заметил, что у него без всякой видимой причины начала распухать правая рука, и это стадо приносить ему затруднение на службе. Он обратился за помощью к одному из своих родственников, доктору Николаю Яковлевичу Пясковскому. Врач, осмотрев руку, сказал, что никаких причин болезни нет и он не может дать в этом случае какого бы то ни было медицинского объяснения и, следовательно, помочь.

В это время из Москвы в Орел привезли чудотворную Иверскую икону Божией Матери. Отец Митрофан пошел помолиться и, стоя перед образом, пообещал, что примет бесповоротно предложение Великой княгини и переедет в Москву. С благоговением и страхом он приложился к иконе и вскоре почувствовал, что руке стало лучше. Он понял, что на переезд его в Москву и поселение в Марфо-Мариинской обители есть благословение Божие, с которым нужно смириться.

После этого, желая получить благословение от старцев, он поехал в Зосимову пустынь. Он встретился со схииеромонахом Алексием и другими старцами и поведал им о своих сомнениях и колебаниях: не будет ли дело, которое он на себя берет, свыше сил. Но они благословили его браться за дело. Отец Митрофан подал прошение о переводе в обитель, и 17 сентября 1908 года священномученик Владимир, митрополит Московский, назначил его настоятелем Покровской и Марфо-Мариинской церквей на Большой Ордынке, поскольку сама Марфо-Мариинская обитель начала свою деятельность только с 10 февраля 1909 года, когда Великая княгиня Елизавета переехала в дом, предназначавшийся под обительский.

Отец Митрофан, поселившись в обители, сразу же принялся за дело, отдавшись ему всей душой, — как это было в Орле, когда он занимался постройкой церкви, устроением школы и библиотеки, как было и во время войны, когда он стал отцом духовных детей, которые каждодневно подвергались смертельной опасности. Он часто служил, не жалея сил наставлял тех, еще немногочисленных, сестер, которые пришли жить в обитель. Настоятельница обители вполне поняла и оценила священника, которого им послал Господь. Она писала о нем Государю: «Он исповедует меня, окормляет меня в церкви, оказывает мне огромную помощь и подает пример своей чистой, простой жизнью, такой скромной и высокой по ее безграничной любви к Богу и Православной Церкви. Поговорив с ним лишь несколько минут, видишь, что он скромный, чистый и человек Божий, Божий слуга в нашей Церкви».

Несмотря на трудности и новизну предпринятого дела, обитель благословением Божиим, смирением и трудами настоятельницы, духовника обители отца Митрофана и сестер с успехом развивалась и расширялась. В 1914 году в ней было девяносто семь сестер, она имела больницу на двадцать две кровати, амбулаторию для бедных, приют для восемнадцати девочек-сирот, воскресную школу для девушек и женщин, работавших на фабрике, в которой обучалось семьдесят пять человек, библиотеку в две тысячи томов, столовую для бедных женщин, обремененных семьей и трудящихся на поденной работе, кружок для детей и взрослых «Детская лепта», занимающийся рукоделием для бедных.

На поприще христианской деятельности Великая княгиня Елизавета прослужила до мученического конца. Вместе с ней (и до самого закрытия обители) трудился и отец Митрофан. Наступил 1917 год — февральская революция, отречение Государя, арест Царской семьи, октябрьский переворот.

Почти сразу после революции был совершен набег на Марфо-Мариинскую обитель вооруженных людей.

Вскоре Великая княгиня была арестована. Незадолго перед арестом она передала общину попечению отца Митрофана и сестры-казначеи. Великая княгиня была увезена на Урал, в Алапаевск, где 5 (18) июля 1918 года приняла мученическую кончину.

25 декабря 1919 года Святейший Патриарх Тихон, хорошо знавший отца Митрофана, благодаря его за многие труды, преподал ему первосвятительское благословение с грамотой и иконой Спасителя: В это время решился для отца Митрофана и его супруги Ольги вопрос о монашестве. Много лет живя в супружестве, они воспитали трех племянниц-сирот и желали иметь своих детей, но Господь не давал исполниться их желанию. Увидев в этом Божию волю, призывающую их к особому христианскому подвигу, они дали обет воздержания от супружеской жизни. Это было уже после переезда их в Марфо-Мариинскую обитель. Долгое время этот подвиг был для всех скрыт, но когда произошла революция и наступило время всеобщего разрушения и гонений на Православную Церковь, они решили принять монашеский постриг. Постриг совершен по благословению святого Патриарха Тихона. Отец Митрофан был пострижен с именем Сергий, а Ольга — с именем Елизавета. Вскоре после этого Патриарх Тихон возвел отца Сергия в сан архимандрита.

В 1922 году безбожные власти произвели изъятие церковных ценностей из храмов. Многие священнослужители были арестованы, некоторые расстреляны. Одним из предъявляемых обвинений было чтение в храмах послания Патриарха Тихона, касающегося изъятия церковных ценностей. Отец Сергий вполне разделял мысли Патриарха и считал, что не следует во избежание кощунств отдавать церковные сосуды. И хотя изъятие из храмов обители произошло без всяких эксцессов, отец Сергий прочел в храме послание Патриарха, за что 23 марта 1923 года был арестован. Пять месяцев он томился в тюрьме без предъявления обвинения и затем по приказу ГПУ от 24 августа 1923 года был выслан на один год в Тобольск.

Из ссылки в Москву отец Сергий вернулся 27 февраля 1925 года и на следующий день как бывший ссыльный явился в ГПУ, чтобы узнать о решении относительно своей дальнейшей судьбы. Следователь, которая вела его дело, сказала, что священнику разрешается совершать церковные службы и говорить за богослужениями проповеди, но он не должен занимать никакой административной должности в приходе, и ему запрещено принимать участие в какой-либо деловой или административной приходской деятельности.

Отец Сергий вернулся в Марфо-Мариинскую обитель. Однако недолго пришлось ему прослужить в Марфо-Мариинской обители. В 1925 году власти приняли решение ее закрыть, а насельниц сослать. Часть здания была отобрана поликлинику. Некоторые из ее работников решили отобрать обительскую квартиру у отца Сергия и для этого донесли в ОГПУ, обвинив священника в антисоветской агитации среди сестер обители, будто он, собирая их, говорил, что советская власть преследует религию и духовенство. На основании этого доноса 29 апреля 1925 года отец Сергий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.

30 июня дело было рассмотрено и принято решение освободить священника. 2 июля Коллегия ОГПУ прекратила дело, и отец Сергий был освобожден.

За то время, пока отец Сергий был в заключении, Марфо-Мариинская обитель была закрыта, а сестры арестованы. Некоторые из них были высланы относительно недалеко — в Тверскую область, но большинство сослано в Казахстан и Среднюю Азию.

Отец Сергий и матушка Елизавета выехали в село Владычня Тверской области и поселились в бревенчатом, покрытом дранкой одноэтажном доме, в котором когда-то жил отец матушки, протоиерей Владимир Исполатовский. Первое время отец Сергий не служил, но часто ходил молиться в Покровский храм, в котором стал служить в 1927 году.

Сразу же по приезде, а еще более после того как отец Сергий стал служить во Владычне, его стали посещать многие из его духовных детей. Среди окружающих он был известен как молитвенник и человек святой жизни. Люди стали обращаться к нему за помощью, и некоторые по своей вере и молитвам праведника получали исцеления. Несмотря на пережитые узы и тяжелое время гонений, отец Сергий продолжал подвизаться как духовник и проповедник. Он использовал отпущенное ему время для научения в вере, поддержки и просвещения ближних. Духовные дети привозили ему продукты и одежду, большую часть которых он раздавал нуждающимся.

Но в селе были люди, которые ненавидели Церковь, хотели ради забвения своих грехов забыть о Боге, они относились враждебно к отцу Сергию за его открытую проповедническую деятельность. Жизнь, которую он проводил, обличала их совесть, и, вознамерившись его уничтожить, они обратились за помощью к власти.

30 и 31 января 1930 года ОГПУ допросило этих людей. Они показали: «По своему общественному, умелому подходу к народу с религиозной стороны заслуживает особого внимания. Действует исключительно религиозным дурманом. Опирается на темноту, выгоняет бесов из человека... Особенно способен на проповеди, которые говорит по два часа. В своих выступлениях с амвона призывает на единение и поддержку Церкви, религиозных целей...

Результаты таких проповедей имеются налицо... Деревня Гнездцы категорически отказалась от вступления в колхоз. Словом, должен сказать, священник Сребрянский является политически вредным элементом, который должен быть срочно изъят...»

На основании этих показаний отец Сергий был через несколько дней арестован, но «материалов» для создания «дела» недоставало, и 14 февраля следователи допросили жителей села Владычня, оставляя в деле показания лишь тех свидетелей, которые подтверждали обвинение. Но и через призму искаженных свидетельств видно, что отец Сергий был для народа подлинным старцем и подвижником, по молитвам которого совершались исцеления многих недужных.

10 марта власти допросили отца Сергия. 7 апреля 1930 года «тройка» ОГПУ приговорила отца Сергия к пяти годам ссылки в Северный край. Священнику было тогда шестьдесят лет, и после нескольких тюремных заключений, ссылки, этапов он тяжело болел миокардитом. Это время было самым тяжелым для ссыльных. Прошла коллективизация. Крестьянские хозяйства были разорены. Хлеб продавался только по карточкам и в самом ограниченном количестве. Выжить можно было, если присылались посылки. Но посылки доходили лишь в то время, когда по реке было пароходное сообщение, которое прекращалось на зимний период и на время, пока сплавлялся лес.

Отца Сергия поселили в одной из деревень на реке Пинеге. Здесь жило много сосланного духовенства. Сюда к нему приехали монахиня Елизавета и Мария Петровна Заморина, знавшая отца Сергия еще в период его служения Орле; впоследствии она приняла монашество с именем Милица. Ссыльные священники работали здесь на лесоразработках и сплаве леса. Отец Сергий работал на ледянке — вел по ледяной колее лошадь, тащившую бревна. Эта работа хотя и была легче пилки и рубки в лесу, но требовала большой ловкости и спорости. Отец Сергий, монахиня Елизавета и Мария Петровна жили в домике, как маленькая монастырская община. Отец Сергий, благодаря своей подвижнической жизни, постоянной молитвенной настроенности, духовным советам и умению утешать страждущих в самых тяжелых их обстоятельствах, вскоре стал известен как глубоко духовный старец, которому многие поверяли свои беды, в молитвенное предстательство которого верили. Северная зимняя природа произвела большое впечатление на исповедника. «Огромные ели, закутанные снежными одеялами и засыпанные густым инеем, стоят как зачарованные, — вспоминал он, — такая красота — глаз не оторвешь, и кругом необыкновенная тишина... Чувствуется присутствие Господа Творца, и хочется без конца молиться Ему и благодарить Его за все дары, за все, что Он нам посылает в жизни, молиться без конца...»

Несмотря на болезнь и преклонный возраст, старец с помощью Божией выполнял норму, данную начальством. Когда ему приходилось корчевать пни, он делал это один и в короткое время. Иногда он смотрел на часы, интересуясь сам, за какое время ему удастся выкорчевать пень, над каким, бывало, трудились несколько человек ссыльных.

С местным начальством у отца Сергия сложились самые благоприятные отношения, все любили святого старца и неутомимого труженика, который со смирением воспринимал свою участь ссыльного. Детям он вырезал и склеил, а затем раскрасил макет паровоза с пассажирскими и товарными вагонами, которых дети не видели еще ни разу в своей жизни по дальности от тех мест железных дорог.

Через два года ссылки власти из-за преклонного возраста священника, его болезней и за успешно выполняемую работу решили его освободить. В 1933 году отец Сергий вернулся в Москву, где пробыл один день — простился с закрытой и разоренной обителью и выехал с монахиней Елизаветой и Марией Петровной во Владычню. На этот раз они поселились в другом доме, который был куплен его духовными детьми. Это была небольшая изба с русской печью, кирпичной лежанкой и пространным двором. Здесь прошли последние годы жизни старца. Покровский храм во Владычне был закрыт, и отец Сергий ходил молиться в Ильинский храм в соседнее село. Впоследствии власти стали выказывать неудовольствие по поводу его появления в храме, и он был вынужден молиться дома. Последний период жизни отца Сергия стал временем старческого окормления духовных детей и обращавшихся к нему страждущих православных людей, что было особенно существенно в то время, когда большинство храмов было закрыто и многие священники были арестованы.

Во время Отечественной войны, когда немцы захватили Тверь, во Владычне расположилась воинская часть и предполагался здесь большой бой. Офицеры предлагали жителям уйти дальше от передовых позиций, кое-кто ушел, а отец Сергий и монахини Елизавета и Милица остались. Почти каждый день над расположением воинской части летали немецкие самолеты, но ни разу ни одна бомба не упала ни на храм, ни на село. Это было отмечено и самими военными, у которых возникло ощущение, что село находится под чьей-то молитвенной защитой. Однажды отец Сергий пошел на другой конец села со Святыми Дарами причащать тяжелобольного. Идти нужно было мимо часовых. Один из них остановил отца Сергия и, пораженный видом убеленного сединами старца, бесстрашно шедшего через село, непроизвольно высказал ту мысль, которая владела умами многих военных: «Старик, тут кто-то молится».

Неожиданно часть была снята с позиции, так как бои развернулись на другом направлении, неподалеку от села Медное. Местные жители, очевидцы этих событий, приписывают чудесное избавление села от смертельной опасности молитвам отца Сергия.

В последние, годы жизни архимандрита Сергия, начиная с 1945 года, его духовником был протоиерей Квинтилиан Вершинский, служивший в Твери и часто приезжавший к старцу. Отец Квинтилиан сам несколько лет пробыл в заключении и хорошо знал, что такое — нести тяготы и горечь гонений в течение многих лет. Он вспоминал об отце Сергии: «Всякий раз, когда я беседовал с ним, слушал его проникновенное слово, передо мной из глубины веков вставал образ подвижника-пустынножителя... Он весь был объят Божественным желанием... Это чувствовалось во всем, особенно — когда он говорил. Говорил он о молитве, о трезвении — излюбленные его темы. Говорил он просто, назидательно и убедительно. Когда он подходил к сущности темы, когда мысль его как бы касалась предельных высот христианского духа, он приходил в какое-то восторженно-созерцательное состояние, и, видимо, под влиянием охватившего его волнения помыслы его облекались в форму глубоко-душевного лирического излияния.

Наступило приснопамятное весеннее утро, — вспоминал отец Квинтилиан. — На востоке загоралась заря, предвещавшая восход весеннего солнца. Еще было темно, но около хижины, где жил старец, толпились люди; несмотря на весеннюю распутицу, они собрались сюда, чтобы отдать последний долг почившему старцу. Когда я вошел в самое помещение, оно было забито народом, который всю ночь провел у гроба старца. Начался отпев. Это было сплошное рыдание. Плакали не только женщины, но и мужчины...

С большим трудом вынесли гроб через малые узенькие сенцы на улицу. Гроб хотели поставить на дровни, нести на себе его на кладбище было невозможно, ибо дорога на кладбище представляла местами топкую грязь, местами была покрыта сплошной водой. Тем не менее из толпы неожиданно выделяются люди, поднимают гроб на плечи... Потянулись сотни рук, чтобы хотя коснуться края гроба, и печальная процессия с неумолкаемым пением «Святый Боже» двинулась к месту последнего упокоения. Когда пришли на кладбище, гроб поставили на землю, толпа хлынула к гробу. Спешили проститься. Прощавшиеся целовали руки старцу, при этом некоторые как бы замирали, многие вынимали из кармана белые платки, полотенца, маленькие иконки, прикладывали к телу усопшего и снова убирали в карман.

Когда гроб опускали на дно могилы, мы пели «Свете тихий». Песчаный грунт земли, оттаявшие края могилы грозили обвалом. Несмотря на предупреждение, толпа рванулась к могиле, и горсти песка посыпались на гроб почившего. Скоро послышались глухие удары мерзлой земли о крышку гроба.

Мы продолжали петь, но не мы одни. «Граждане, — слышался голос, — смотрите! смотрите!» Это кричал человек с поднятой рукою кверху. Действительно, нашим взорам представилась умилительная картина. Спустившийся с небесной лазури необычайно низко, над самой могилой делал круги жаворонок и пел свою звонкую песню; да, мы пели не одни, нам как бы вторило творение Божие, хваля Бога, дивного в Своих избранниках.

Скоро на месте упокоения старца вырос надмогильный холмик. Водрузили большой белый крест с неугасимой лампадой и надписью: "Здесь покоится тело священноархимандрита Сергия — протоиерея Митрофана. Скончался 1948 г. 23 марта. Подвигом добрым подвизахся, течение жизни скончав"».

Еще при жизни батюшка говорил своим духовным детям: «Не плачьте обо мне, когда я умру. Вы придете на мою могилку и скажете, что нужно, и я, если буду иметь дерзновение у Господа, помогу вам».

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


 
6 апреля
 

(память 24 марта по старому стилю)

Был затворником.


(память 24 марта по старому стилю)

Родом из писидийского города Селевкии, был учеником св. апостола. Видя благочестивую и добродетельную жизнь св. Артемона, апостол Павел рукоположил его в сан первого епископа Селевкии Писидийской. Святой для страждущих являлся пристанищем спасения, для вдов и сирот — попечителем, для всех — чудотворным целителем души и тела. Скончался святитель в глубокой старости.


(память 24 марта и 28 августа по старому стилю)

Подвизался в Дальних пещерах в XIII-XIV вв. Строгость поста его доходила до того, что питался он травами один раз в день по захождении солнца. За свою богоугодную жизнь святой получил от Бога дар изгнания бесов. Святые мощи его находятся в Киевских пещерах.


(память 24 марта по старому стилю)

Родом из татар. Страдал в течении 20 лет расслаблением ног. Уверовав во Христа, получил исцеление и принял св. крещение в 1552 г. после взятия Казани Иоанном Грозным.

По удалении русского войска из города св. Стефан за твердость в христианской вере был изрублен на части своими единоплеменниками. Тело его разметали, а дом разграбили. В то же время пострадал за Христа в Казани и св. мученик Петр.

Тропарь мученикам Стефану и Петру Казанским

Тропарь, глас 4

Мучеников двоица единоравная, Стефане и Петре славнии, неверие соплеменников обличивше, Христу последовали есте, во Святую Троицу веровати всех научающе, Еяже ради великия страдания приемше, молитеся о нас ко Господу, да, избавившеся тьмы греховныя, Света явимся общницы невечерняго.

Кондак, глас 3

Святии страстотерпцы Стефане и Петре, Троицы поборницы преизряднейшии, мук треволнения и страшную смерть на вечную жизнь пременившии, во граде Казани страдальчествовашии, ныне же в Небесных чертозех Всецарю предстоящии, от всяких нас грехопадений избавити Христа Бога молите, Той бо есть верных утверждение.


(память 21 и 24 марта по старому стилю)

Принял иночество в юном возрасте. За свои подвиги и ревность по вере был поставлен во епископа города Катаны в Сицилии. В царствование императора Константина V Копронима (741-775 гг.) за почитание святых икон претерпел мучения и был сослан в изгнание, где и скончался в заточении.


(память 24 марта по старому стилю)

История чудотворной иконы Божией Матери «Тучная Гора» теряется в начале XVII века. Именно тогда тверской мастер Косьма Волчанинов получил эту икону в благодарность за труды от настоятеля какого-то тверского монастыря.

По прошествии многих лет, один из его внуков снес ее, в виду ветхости, на чердак. И тут начались в доме нестроения. Невестка непутевого внука доведенная мужем до отчаяния решила наложить на себя руки. Она уже шла вешаться, как перед ней возник неизвестный монах и сказал: «Что ты задумала, безумная? Вернись, помолись иконе Божией Матери «Тучная Гора» и жизнь твоя будет спокойной». В тот же день икона была найдена, а приходской священник отслужил перед ней всенощную. С тех пор жизнь в доме шла спокойная и благочестивая. Дважды в год в доме Волчаниновых, а спустя 150 лет в доме Коняевых, которым досталась эта икона по наследству, служилось всенощное бдение. От иконы происходили чудесные исцеления и потому количество приходящих к ней стало становиться все больше. Наконец, при перестройке церкви Смоленской Божией Матери, было решено соорудить придел во имя иконы «Тучная Гора», где в алтарной части и хранилась чудотворная икона. Судьба ее после 1917 года неизвестна.

Чтимый список чудотворной иконы Божией Матери «Тучная Гора» находится в алтаре Вознесенского собора г. Твери.

Внешний вид иконы поражает изяществом пропорций и форм. Разворот головы Пречистой Девы таинственен и целомудрен. Что-то сказочное, средневековое в этом по-своему грациозном, почти лебедином изгибе шеи. Богородица обращенная внешне к пятикупольному русскому храму, стоящему на камне в ее ладони, внутренне обращена к молящемуся перед иконой человеку. Это божественный парадокс православной иконы, когда фигуры выполняют не сюжетные, а церковные функции. Когда изображение не показывает, а соучаствует в твоей молитве. Христос на левой руке Богоматери, благословляет стоящий на ладони храм.

Для справки отметим, что название «Тучная Гора» связано с пророчеством из книги пророка Даниила. Царю Вавилонии Навуходоносору приснился сон. Он собрал мудрецов и потребовал, чтобы те сами угадали содержание сна и дали его толкование. Среди «приглашенных» был пророк Даниил, из пленных иудеев. С Божией помощью он выполнил задание. А приснился царю ставший «притчей во языцех» колосс на глиняных ногах. Голова у него была золотая, тело из серебра, железа и пр. металлов, а ноги глиняные. И была гора, от которой «без рук», т. е. нерукотворно отвалился камень и обрушил колосс. Даниил говорит, что колосс — это современный им мир, золотая голова — Вавилон, который переживает период расцвета. Но Господь созиждет иное царство, которое упразднит все царства, и царство Божие не одолеет никто. Камень — это Христос ( вспомните «камень, его же небрегоша зиждущий, сей стал во главу угла»,). Церковь, видит в горе, которая стала после отпадения камня огромной, тучной, прообраз Богородицы, из которой «без рук» родился Христос. Наряду с именем «Тучная», Божию Матерь часто именуют Гора «Несекомая», никто не отсекал от нее того Камня.


 
7 апреля
 

(память 25 марта по старому стилю)

Этот великий двунадесятый праздник (один из 12-ти главных церковных праздни-ков) установлен Церковью в память о возвещении Архангелом Гавриилом — благовестником тайн Божиих — Пресвятой Богородице о воплощении и рождении от Нее Спасителя мира. По обещанию Своих святых родителей, Дева Мария с трех до пятнадцати лет жила при Иерусалимском храме; когда на пятнадцатом году Она должна была оставить храм, то, по решению священников, Она была обручена Своему дальнему родственнику, благочестивому старцу Иосифу, и поселилась в его доме в городе Назарете. Именно здесь за девять месяцев до Рождества Христова совершилось явление Ей Архангела Гавриила, принесшего Деве Марии благую весть о грядущем чудесном, сверхъестественном рождении от Нее Сына Божия, Спасителя мира (не случайно имя Иисус, предреченное Архангелом Богомладенцу, в переводе с еврейского означает “Спаситель”). Так благая весть (отсюда — Благовещение) о рождении Христа была возвещена миру.

Акафист >>


(память 25 марта и 26 сентября и в воскресение после 25 января (новомуч.) по старому стилю)

Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с пат-риархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками.

В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его “архиереем”. Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время. В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха.

В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем — плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину — православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители — креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.

Возглавляя в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру, по возвращении из Америки, святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности. С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.

Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: “Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну”. Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом. В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили крестьяне: “У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха”.

Время было такое, когда все и всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом и насилием проник в дома и храмы. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: “Доколе можно уступать безбожной власти?” Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад. О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно. “Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза”, — говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.

Как слезно плачет новый Патриарх пред Господом за свой народ, Церковь Божию: “Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих...” Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить “в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков". Для подъема в народе религиозного чувства, по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов. Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. “Дети, любите друг друга! — говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. — Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно”.

В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: “Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!”

Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря.

Акафист >>


 
8 апреля
 

(память 26 марта и 13 июля по старому стилю)

На следующий день после Благовещения и 13 июля по старому стилю Церковь прославляет Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения. Имя Гавриил означает "крепость Божия". На иконах Архангел Гавриил изображается с райской ветвью, принесенной им Деве Марии или со светящимся фонарем в правой и зеркалом в левой руке.

В эти дни вспоминаются все явления Архангела Гавриила: он вдохновлял Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал он о судьбах еврейского народа; являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Девы Марии; священнику Захарии возвещал о рождении Предтечи Господня; неотступно пребывал с Богородицей во время Ее земной жизни; являлся св. Иосифу Обручнику. В Гефсиманском саду, где Иисус Христос молился, являлся Архангел и укреплял Его перед страданиями. Жены-мироносицы первыми услышали радостную весть о Воскресении Христовом также от Архангела Гавриила.

Тропарь Собору Архангела Гавриила

Кондак, глас 2

На Небесех зря Божию славу и на земли с высоты подая благодать, начальниче Ангелов, мудре Гаврииле, Божия славы служителю и мира Божественный поборниче, спасай, соблюдай вопиющия ти: сам буди помощник, и никтоже на ны.

Иной кондак, глас 2

Архистратиже Божий, служителю Божественный славы, Ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко безплотных Архистратиг.


(память 26 марта по старому стилю)

Пострадал за Христа при императорах Диоклетиане и Максимиане в 304 г. За отказ отречься от Христа и принести жертву языческим богам был жестоко мучим, после чего усечен мечом и сброшен в реку Саву.

Тропарь священномученику Иринею Сремскому

Тропарь, глас 8

Жизнь твою целомудренно совершил еси, ничтоже на земли паче Христа предпочет, радуяся, вшел еси на мученическое благославие, противяся мучителя повелению, явился еси венценосец священный, ибо Христос возмездие тебе дарова и всели тя в Царство Небесное.


(память 26 марта по старому стилю)

Пострадал вместе со святыми мучениками Вафусием и Верком Готфскими, пресвитерами, Арпилой, монахом, Агном, Реасом, Игафраксом, Искоем, Силой, Сигицом, Сонирилом, Суимвлом, Фермом, Филлом, Констансом, царевичем Агафоном и святыми мученицами Анной, Аллой, Ларисой, Моико, Мамикой, Уирко, Анимаисой (Анимаидой), Гаафой, царицей Готфской, и Дуклидой, царевной Готфской, около 375 г. в Готфии.

По приказанию короля они были сожжены в храме во время церковной службы. Вдова другого Готфского короля Алла со своей дочерью Дуклидой собрала останки святых мучеников и перевезла их в Сирию, откуда возвратилась на родину, где через некоторое время была побита камнями и мученически скончалась со своим сыном Агафоном. Мощи святых мучеников оставались у Дуклиды, которая пришла в Кизик (в Крыму) и передала часть мощей на освящение храма. Кончина праведной Дуклиды была мирной.


(память 26 марта по старому стилю)

Жил и подвизался в IV в. О злоключениях, происшедших с ним от непослушания, он сам рассказывал в назидание монахам. Был он единственным сыном земледельца, жившего неподалеку от Антиохии Сирийской. Малх тайно удалился из родительского дома и принял монашеский постриг в одном из монастырей. Узнав о смерти своего отца, он решил посетить овдовевшую мать. Игумен обители не благословил намерение инока, однако, Малх ослушался и, присоединившись к группе путников, направился в родные места.

В пути на них напали сарацины, всех взяли в плен и обратили в рабов. Хозяин Малха принудил его жениться на одной из рабынь. Преподобный Малх, по взаимному согласию с женой, сохранил обет целомудрия. Со своей духовной супругой он бежал из плена. Св. Малх, исполняя просьбу жены, отправил ее в женский монастырь, а сам возвратился в свою обитель: игумена он уже не застал в живых. И никогда больше преподобный Малх не покидал стен обители, проводя жизнь во многих трудах и подвигах.


(память 26 марта по старому стилю)

В молодости оставил мир и подвизался в пустынном месте. Однажды его, обросшего, в худом рубище, увидели проезжавшие мимо придворные византийского императора и, приняв за лазутчика, схватили подвижника и привезли в царствующий град Константинополь, где он был подвергнут допросу. На вопрос, кто он, святой отвечал только, что он пришелец и странник на земле. Преподобного подвергли тяжким пыткам, которые он терпел молча, не желая рассказывать о своей подвижнический жизни. Снимавший допрос патриций, ничего не добившись, повелел ввергнуть его в темницу. На следующий день посланные за блаженным Василием нашли его стоящим в ожидании их вне темницы, хотя двери ее оставались запертыми. Приписывая это волхвованию и волшебству, а не силе Божией, патриций продолжал истязать святого. Однажды в гневе он воскликнул: «Нечестивейший из людей, доколе ты будешь таиться от нас? Скажешь ли ты мне, кто ты и откуда?» Святой сказал на это: «Нечестивейшими подобает называть тех, кто, подобно тебе, творит втайне содомские грехи». От такого во всеуслышание обличения патриций смутился и, испытывая великий стыд, вознамерился погубить святого.

Преподобного вешали вниз головой, выпускали на него огромного голодного льва, хотели утопить в море, но Бог, хранящий святых Своих, не попустил св. Василию погибнуть. Сохраненный силой Божией невредимым, святой поселился в городе у одного исцеленного им бедняка, по имени Иоанн. По прошествии немногого времени к преподобному Василию начали приходить люди: одни — ища душевной пользы, другие же приносили к нему недужных, чтобы он исцелил их. Имея дар прозрения, святой провидел тайные дела всех приходящих к нему и, обличая наедине грешников, многих наставил к покаянию. Слава о богоугодной жизни и дивных делах его привлекала к блаженному и многих из духовных лиц: иереи, иноки и святители нередко посещали его и получали помощь душе и телу. Тогда и пришел к блаженному мирянин Григорий, пожелавший служить святому и, вскоре сделался его учеником. Он был весьма угоден св. Василию, так как проводил свою жизнь в девстве, целомудрии и постничестве.

Григорий прислуживал святому, поучаясь от его богомудрых бесед.

В это время скончалась преподобная Феодора Цареградская (память 30 декабря/13 января), которая прислуживала преподобному Василию. Григорий возымел сильное желание узнать загробную участь почившей и просил святого подвижника поведать ему о душе ее, веруя, что угоднику Божию все открыто. По молитвам преподобного старица Феодора явилась Григорию и поведала ему о своей кончине и о том, как после кончины душу ее водили по мытарствам, как ей помогла сила молитв преподобного Василия избавиться от посягательства воздушных бесов, и что теперь она пребывает в небесных обителях в неизреченной радости.

Также, по молитве святого Василия Нового Григорий сподобился видения Страшного суда Божия и потом явления Самого Господа, повелевавшего записать. «Знаю, — говорил Господь, — что тебе невозможно, если не дам тебе благодати Моей, которая, вселившись в сердце твоем, воспламенит его Божественною любовию ко Мне и подаст силу и память, чтобы подробно описать все виденное тобою на пользу Моим Церквам, языкам и племенам, коих Я всех призываю ко спасению и вечной жизни... Не допускайте тени сомнения в правдивости сего откровения. Помните, где хочет Бог, там побеждается чин естества. Помните каждое слово Сына Божия: Иже (кто) не имет веры, осужден будет... (Мк. 16,16)».

Приблизилось время кончины преподобного Василия. Время отшествия блаженный провидел и предсказал о ней возлюбленному ученику своему Григорию. Преподобный Василий скончался около 944 года в возрасте ста десяти лет. Св. Церковь называет его Новым, отличая от других подвижников, носивших то же имя и живших до него.

Молитва преподобному Василию Новому

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Василие! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Василию Новому

Тропарь, глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим во Крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Василие, дух твой.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]