<-- header__menu -->

Поминовение усопших.

Поминовение усопших существует в Церкви христианской со времен апостолов.

Дата публикации  Количество просмотров

Поминовение усопших, как предание апостольское, существует в Церкви христианской с самого ее начала. Доказательство тому содержат древние литургии и свидетельства святых отцов и учителей Церкви.

Это – все древние литургии, как те, которые употребляются или употреблялись в Церкви Восточной, Православной, известные под именами: святого апостола Иакова, брата Господня (В литургии святого апостола Иакова находится следующая молитва об умерших: “Господи, Боже духов и всякия плоти! Помяни православных, которых мы помянули и которых не помянули, от Авеля праведного до сего дня: Сам упокой их в селении живых, во Царствии Твоем, в сладостях рая, в недрах Авраама и Исаака и Иакова, святых отец наших, откуда отбегла болезнь, печаль и воздыхание, где присещает (посещает) свет лица твоего и освещает всегда”.), святого Василия Великого, святого Иоанна Златоуста, святого Григория Двоеслова, – так и литургии Церкви Западной: римская, (древне-) испанская (или – мозарабская), галликанская (литургия не-римского обряда в древней Западной Церкви. – Ред.) и другие. Наконец, литургии различных неправославных христианских Церквей, издревле существующих на Востоке: (сиро-) яковитов, коптов, армян, эфиопов, сирийцев... и других. Все эти литургии многочисленны, разнообразны и содержат в себе молитвы об умерших. А это непререкаемо свидетельствует нам о том, что от дней самих апостолов, передавших Церкви чин Божественной литургии, не было времён, когда бы христиане не молились о своих усопших братиях и прежде всего – при совершении важнейшего из своих Божественных богослужений.

Святой Дионисий Ареопагит говорит: “Священнослужитель творит молитву над усопшим и, по молитве, целует его, а затем – все предстоящие; в молитве же просят бесконечную благость Божию, да простит (Бог) усопшему все грехи, по немощи человеческой соделанные, и упокоит его в свете и стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова, в месте, откуда удалены всякая болезнь, печаль и воздыхание...” И несколько далее: “Об упомянутой молитве, которую произносит священнослужитель над покойником, пришедшее к нам от наших богодухновенных наставников предание изложить необходимо”. (О церковной иерархии, глава 8-я)

Святой Афанасий Великий пишет: “Богоглаголивые апостолы, освященные учители и духовные отцы, по достоинству их, будучи исполнены Божественного Духа и по мере вместимости воспринявшие исполнившую их восторга силу Его, богодухновенными устами богоугодно учредили литургии, молитвы и псалмопения и годичные воспоминания об усопших, каковое обыкновение благодатию Человеколюбивого Бога даже доныне усиливается и распространяется от восток солнца до запад, на севере и юге, в честь и славу Господа господствующих и Царя царствующих”. (Приводится у святого Иоанна Дамаскина в Слове об усопших в вере.)

Святой Григорий Нисский: “Ничего без рассуждения, ничего бесполезного не передано от Христовых проповедников и учеников и не принято повсеместно Церковью Божией, но это есть дело весьма богоугодное и полезное – при Божественном и Преславном Таинстве совершать поминовение усопших в правой вере” (Там же, у святого Иоанна Дамаскина).

Святой Иоанн Златоуст: “Не напрасно узаконено апостолами творить перед Страшными Тайнами поминовение усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние” (Беседа 3-я на Послание апостола Павла к филиппийцам). “Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: всё это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга” (Беседа 21-я на Деяния апостольские).

Святой Иоанн Дамаскин: “Таинники (те, кому открыты священные тайны) и самовидцы (очевидцы) Слова, покорившие круг земной, ученики и Божественные апостолы Спасителя не без причины, не напрасно и не без пользы установили при Страшных, Пречистых и Животворящих Тайнах совершать поминовение верных усопших, что от конец до конец земли владычествующая Апостольская и Соборная Церковь Христа и Бога содержит твердо и беспрекословно с того времени даже доныне и до кончины мира содержать будет. Ибо вера христианская, чуждая заблуждений, ничего бесполезного не приняла и не стала бы ненарушимо содержать во веки, но всё полезное, богоугодное и весьма спасительное (Слово об усопших в вере. “Христианское чтение”, 1827 г., 26, 309).

Учитель Церкви Тертуллиан: “Приношения за умерших мы творим ежегодно в день их кончины” (О единобрачии, глава 9).

Святой Киприан Карфагенский: “Епископы, наши предшественники, благочестиво рассуждая и заботясь о спасении, определили, чтобы ни один умирающий брат не возлагал после себя (после своей кончины) попечительства и покровительства на священнослужителя; и если бы кто сие сделал, то не творили бы за того приношения, и жертва о успении его не совершалась бы... ” (Послание 66-е к клиру и народу).

Церковный историк Евсевий, епископ Кесарийский: “Весь народ, вместе со священнослужителями, не без слез и глубоких воздыханий, возносил к Богу молитвы о душе царя и этим исполнял желание боголюбезного” (О жизни блаженного (святого равноапостольного. – Ред.) царя Константина, кн. 4-я, гл.71, с.272, по русскому переводу).

Святой Кирилл Иерусалимский: “Поминаем и прежде почивших, во-первых: патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше; потом молим о преставившихся святых отцах и епископах и вообще обо всех из нас прежде почивших, веруя, что превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как Святая предлежит и Страшная Жертва” (Поучение тайноводственное 5-е).

Святой Амвросий Медиоланский: “Даруй, Господи, покой рабу Твоему Феодосию (императору), тот покой, который предуготовал Ты рабам Твоим” (Слово на преставление (императора) Феодосия).

Святой Ефрем Сирин: “Если подзаконные (т. е. живущие под законом, или ветхозаветные. – Ред.) священники служебными приношениями очищали грехи убиенных на брани, как оскверненных беззакониями, о коих упоминается в Писании (2 Мак. 12, 39 – 45), то кольми паче (то тем более) священники Нового Завета Христова могут действительно очищать долги отшедших от земли грешников святыми приношениями и молитвами уст своих” (Завещание, в “Христианском чтении”, 1827 г., 27, 294).

И в другом месте: “Неотступно будем умолять Его (Бога), чтобы изгладил вины паствы Своей – чад избранной и Святой Церкви Его и чтобы очистил грехи умерших, почивших в уповании на Него” (О покаянии, 33, в Творениях святых отец, 16, 343).

...Святой Епифаний Кипрский (Ереси, 75), святой Григорий Богослов (Слово надгробное Кесарию, в Творениях святых отец, 1, 258, 261), блаженный Августин (Исповедь, 9, 13. О граде Божием, 20, 9) и... многие другие отцы и учители Церкви... единогласно учили молиться об умерших.